Интеллектуальная система «Антифрод» Роскомнадзора заблокировала 263,3 млн мошеннических звонков на номера российских абонентов с момента своего запуска в декабре 2022 года. Благодаря платформе в целом по России стало наблюдаться снижение количества звонков от злоумышленников. По этой причине мошенники начинают звонить людям через мессенджер WhatsApp, на котором нет никаких систем защиты и фильтрации трафика.
Благодаря системе «Антифрод» в России снизилось число мошеннических телефонных звонков. Так, в мае 2023 года количество звонков с подменой номера от злоумышленников снизилось на 18% по сравнению с предыдущим месяцем и составило 58 млн, сообщают в Роскомнадзоре.
Сама система была запущена в декабре 2022 года. В настоящее время к ней подключены крупнейшие российский сотовые компании — «Билайн», «Мегафона», МТС, Tele2, а также виртуальные операторы, работающие на их сетях. Предполагается, что к 1 марта 2024 года к платформе подключатся все без исключения участники рынка, включая региональных операторов.
Всего за время своего существования система «Антифрод» предотвратила 263,3 млн мошеннических звонков. Интеллектуальная платформа проверяет, действительно ли абонент, с чьего номера происходит вызов, инициировал этот звонок. При отсутствии подтверждения оператор не пропускает вызов.
Создание платформы верификации телефонных вызовов для борьбы с мошенничеством предусмотрено в законе «О связи». Согласно документу, платформа нужна для того, чтобы блокировать звонки и сообщения с подменных номеров. Оператор связи подключается к системе бесплатно, однако за неподключение предусмотрен штраф от 600 тыс. до 1 млн рублей.
По данным Минцифры, с запуском платформы «Антифрод» мошеннические звонки с подменой телефонного номера в значительной степени перешли из обычных телефонных сетей в WhatsApp. В ведомстве отмеают, что банки и государственные организации не используют мессенджеры для звонков гражданам.