В Роскомнадзоре отметили незначительное снижение числа мошеннических звонков российским пользователям. Согласно внутренней статистике, за период с января по август текущего года автоматизированная система «Антифрод» заблокировала 456 млн мошеннических звонков. При этом за 12 месяцев прошлого года было заблокировано более 750 млн звонков.
В большинстве случаев мошенники используют серые SIM-карты без установленного владельца. С августа 2023 года Роскомнадзор запрашивает у операторов сведения о номерах. По данным регулятора, за период с ноября 2023 года по сентябрь 2024 года было выявлено 93,9 млн нарушений в достоверности сведений об абонентах, из которых 85,7 млн были устранены. По 6,2 млн SIM-карт расторгнуты договоры или выполнена блокировка, а по 2 млн ещё проводится расследование.
В Роскомнадзоре отметили, что актуализация сведений об абонентах необходима для предотвращения правонарушений, в том числе мошенничества.
К нарушениям действующих правил относятся:
- отсутствие подтверждения достоверности сведений об абоненте,
- некорректное заполнение полей в базе и недостаток данных.
Для блокировки вызовов с подменных номеров Роскомнадзор использует автоматизированную систему «Антифрод». К этой системе подключены операторы, владеющие 99,6% номеров в стране.
По словам операторов, наиболее распространённая сейчас схема мошенничества — уведомление абонента о том, что у него якобы заканчивается срок действия SIM-карты. На неё приходится около 90% обращений клиентов в группу быстрого реагирования, связанных с продлением договора.
Как отметили представители Tele2, абонентам следует помнить, что договор на оказание услуг мобильной связи с физлицами является бессрочным. Хотя, если абонент не пользуется услугами связи и не оплачивает их в течение 90 календарных дней, оператор может расторгнуть договор.
Также распространён среди мошенников такой способ обмана, как звонки от якобы представителя банка, сообщили в «Мегафоне».
Так, в Банке России отметили, что во втором квартале 2024 года мошенники украли 4,8 млрд рублей, что является рекордом за всю историю наблюдений. 97,2% от этой суммы пришлось на хищения со счетов граждан. До этого, в первом квартале 2024 года были похищены 4,3 млрд рублей. Доля возвращённых средств во втором квартале сократилась до 6,1% с 9,7% в среднем за предыдущие четыре квартала.
В популярных мошеннических схем обмана по телефону на данный момент также являются:
- запись в поликлинику через «Госуслуги»,
- пересчёт пенсии,
- диспансеризация,
- скидка на оплату ЖКХ.
По словам Константина Горбунова, ведущего эксперта по сетевым угрозам, веб-разработчика «Кода безопасности», определить мошенника позволяют несколько признаков. Во-первых, реальный сотрудник не будет требовать срочного принятия решения. Во-вторых, сотрудники банков и сотовых операторов никогда не используют мессенджеры для звонка клиенту. Также следует задуматься, если звонок идёт с незнакомого мобильного номера или не определяется.
Если появились подозрения, что звонит злоумышленник, то рекомендуется сразу закончить разговор и перезвонить по официальному номеру поддержки оператора связи или банка для получения разъяснений.