Выручка нелегальных онлайн-кинотеатров в России за год упала почти на треть – до $63,5 млн (4,1 млрд рублей), откатившись к результатам 2015 года. При этом по сравнению с 2018 годом на 15% снизилась конверсия при показах рекламы в пиратских плеерах, а CPM сократился на 14%.
Об этом рассказал Андрей Бусаргин, руководитель департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB. По его словам, падение привлекательности этого рынка стало следствием реализации антипиратских мер в России. В горизонте ближайших лет возможность зарабатывать на нелегальных онлайн-кинотеатрах будет лишь снижаться, а расходы на их содержание и развитие технической части – расти.
Антипиратские меры, которые постепенно вводятся в России, начиная с 2012 года, начинают приносить первые реальные результаты. И если 2018 год стал пиковым с точки зрения заработка нелегальных сервисов по просмотру фильмов, кино и сериалов, то 2019 год принесёт пиратским группировкам на 27% меньше денег.
Как сообщают представители компании Group-IB, которая специализируется на предотвращении, расследованиях киберпреступлений и мошенничеств в онлайн сфере, принятие в 2018 году антипиратского меморандума, блокировка отдельных ресурсов по жалобам правообладателей и Роскомнадзора, исключение из поисковой выдали ссылок на ресурсы с пиратским контентом и совершенствование технических инструментов отслеживания местонахождения злоумышленников (пиратов) позволили снизить объём рынка нелегальных онлайн-кинотеатров в России с $87 млн в 2018 году до $63,5 млн. При этом своего пика достигло число намерений получить доступ к нелегальному контенту – 10,4 млрд запросов.
Примечательно, что антипиратские инициативы позволили значительно снизить объем рекламных бюджетов в этой сфере. Так, за год с этого рынка ушло интернет-казино Azino777. Помимо этого, активно в работу включилась Федеральная налоговая служба России, которая начала активно действовать против букмекеров и гемблинга. Со своей стороны интернет-компании запустили улучшенные алгоритмы работы по борьбе с агрессивной рекламой.
В начале февраля 2019 года специалисты направления Group-IB Anti-Piracy впервые публично рассказали о работе крупнейшего пиратского CDN-провайдера Moonwalk, действовавшего на протяжении двух лет. На пике своей активности Moonwalk агрегировал 42 807 фильмов (из них 14 549 сериальных тайтлов) и предоставлял пиратам удобный технический сервис, позволяющий автоматизировать размещение незаконного контента на страницах пиратских сайтов. Стоимость ежемесячного содержания подобной CDN-инфраструктуры составляла порядка $100 тыс., а доходы злоумышленников исчислялись миллионами долларов.
В Group-IB сообщили, что ликвидация Moonwalk CDN (Content Delivery Network), одного из крупнейших пиратских провайдеров видеоконтента для России и СНГ, привела к закрытию еще двух ведущих CDN — HDGO и Kodik. Конец «большой тройки пиратских CDN», по оценкам экспертов Group-IB, уже нанёс ущерб 90% российских потоковых веб-ресурсов, транслирующих пиратский видеоконтент, однако освободившаяся ниша уже в ближайшее время может быть занята новыми игроками.
Наблюдая обострившуюся борьбу с CDN-хранилищами контента, пираты ищут новые способы монетизации. Освободившаяся ниша, по прогнозам экспертов Group-IB Anti Piracy, на первых порах будет занята агрегаторами пиратского контента. Так специалисты компании отмечают резкий рост инсталляций плеера от CDN-агрегатора YOHOHO.
«YOHOHO не является пиратским CDN-провайдером, он лишь агрегирует фильмы и сериалы с оставшихся на плаву пиратских CDN и выдаёт пользователю искомый контент через свой плеер. После того как «большая тройка» прекратила свою деятельность, пользователи обратили внимание на плеер, хотя он и ранее присутствовал на страницах порталов. Это привело к росту количества размещений плеера YOHOHO. Очевидно, что пираты пытаются закрыть дыры, возникшие из-за отключения CDN», - сказал Андрей Бусаргин.
По его словам, уже к осени 2019 года схема пиратства онлайн-кинотеатрах претерпела изменения. Разнообразные казино, букмекеры, пиратские CDN-сервисы, группировки Cam-RIP и студии озвучки объединили свои усилия в борьбе за поиск новых вариантов расширения своих заработков. Правда, для этих целей им приходится нести серьёзные финансовые расходы.
В техническом и правовом поле заниматься пиратскими онлайн-кинотеатрами станет совершенно бессмысленно уже в горизонте ближайших двух лет. Расходы на борьбу с техническими средствами блокирования работы начнут превышать доходы от нелегальной деятельности. При этом легальный просмотр будет все более удобным и дешёвым.
Стоит отметить, что легальный рынок онлайн-кинотеатров по итогам 2018 года оценивался на уровне 16,495 млрд рублей (по данным TelecomDaily). По прогнозу на 2019 год ожидается рост до 25 млрд рублей.