Холдинг VK (ранее Mail.Ru Group) представил свои финансовые результаты за четвёртый квартал и весь 2021 год. Несмотря на рост основных показателей, финансовые показатели оказались несколько слабее прогнозов аналитиков. В частности, замедлился рост выручки в сегменте социальных сетей, хотя игровое направление и образовательные сервисы, напротив, опередили оценки.
По итогам 2021 года выручка VK составила 125,7 млрд рублей, что укладывается в последние прогнозы группы. Рентабельность EBITDA за этот период осталась на уровне 2020 года. Текущий отчетный период стал первым при новом CEO. Компания пока решила не предоставлять прогнозы на 2022 год в связи с высокой неопределенностью.
Выручка VK по итогам квартала увеличилась на 12,4% год к году, до 37 млрд рублей. Это на 1,2% ниже консенсус-прогноза экспертов. Рост выручки в сегменте социальных сетей замедлился до 10,2% год к году против 20,2% кварталом ранее.
Выручка социальной сети «ВКонтакте» выросла на 12% год к году против 29% в третьем квартале 2021 года, а операционные метрики остались стабильны. Основным источником роста сегмента, как и прежде, стала интернет-реклама. Совокупные доходы от IVAS увеличились на 3% год к году: во многом это произошло за счёт музыкального сервиса.
В ноябре 2021 года состоялся запуск сервиса «VK Музыка», который объединил музыкальные разделы «ВКонтакте» и «Одноклассников», общую библиотеку контента и отдельное мобильное приложение, созданное на основе BOOM. Вместе с этим появился сервис «Студия», предназначенный для музыкантов, которые могут с его помощью проводить рекламные кампании, продвигать своё творчество и следить за активностью.
Общее количество подписчиков сервиса Combo превысило 5 млн человек. Рентабельность EBITDA подразделения заметно улучшилась. Компания отмечает повышение эффективности по крупнейшим статьям затрат, включая расходы на персонал и маркетинг.
На платформе «Клипы ВКонтакте» за год увеличилось количество вертикальных роликов на 223% до 11,3 млн видео. Количество уникальных авторов контента выросло на 118% до 2,4 млн человек. В среднем в четвёртом квартале клипы смотрели 368 млн раз, а рекордное достижение составило 437 млн просмотров за день.
Продолжается развитие мессенджера и сервиса «VK Звонки». По данным «ВКонтакте», ежемесячно «VK Звонки» используют 20 млн пользователей, а количество отправленных за день сообщений достигает 15 млрд. Ежемесячная аудитория голосовых сообщений составляет 33 млн пользователей. Количество участников групповых чатов в среднем выросло на 8%.
Игровое направление продемонстрировало рост выручки на 5,1% по сравнению с прошлым годом. Интересные изменения произошли в структуре доходов сегмента. Только 67% выручки пришлось на мобильные игры против 77-78% в первой половине 2021 года, а доля международных рынков сократилась до 73%.
В группе это объясняют высокими показателями игр на ПК и консолях, а также продолжающейся адаптацией к изменениям из-за IDFA. MAU составила по итогам квартала около 22,1 млн пользователей, в то время как доля платящей аудитории не изменилась и была на уровне 4,3%. Рентабельность EBITDA игрового направления составила 32,6%. Поддержали маржинальность сезонные факторы и низкая маркетинговая активность при отсутствии новых релизов. Цель компании получить рентабельность EBITDA My.Games за 2021 год выше 20% также была достигнута.
Выручка сегмента онлайн-образования выросла на 38% год к году. Компания вполне уверенно преодолела целевой уровень выручки в 10 млрд рублей за 2021 год на фоне дальнейшего роста базы пользователей. По итогам декабря общее число зарегистрированных участников на всех платформах превысило 9,9 млн человек, включая 1,1 млн новых регистраций за период с октября по декабрь. Количество платных пользователей достигло 349 тыс, что в 2,1 раза превышает показатель предшествующего года. Средний чек при этом вырос на 17% по сравнению с прошлым годом. Рентабельность EBITDA, однако, почти не улучшилась и осталась отрицательной.
Компания отмечает, что без учета эффекта от роста налоговой нагрузки рентабельность была на уровне -1%. Остальная часть негативного эффекта связана с маркетинговой активностью при запуске новых курсов и сезонных программ.
Выручка сервиса объявлений Юла увеличилась на 11% год к году, демонстрируя замедление в силу изменения базы сравнения. За 2021 год Юла заработала 3,8 млрд рублей выручки, что укладывается в прогнозный диапазон VK. Рентабельность EBITDA проекта в четвёртом квартале осталась на уровне третьего квартала, но, как и ожидалось, продемонстрировала заметное улучшение в годовом исчислении. В целом по сегменту новых инициатив рост оказался слабее, чем ожидали эксперты, но убыток на уровне EBITDA удалось существенно сократить.
В этот раз VK не раскрывал подробно результаты неконсолидированных бизнесов. Совокупный объем GMV совместного предприятия O2O увеличился на 34%, до 53 млрд рублей. Рентабельность EBITDA в процентах от оборота улучшилась, достигнув -12%. Delivery Club показал увлечение темпов роста выручки и количества заказов по сравнению с предыдущими двумя кварталами. Выручка сервиса достигла в 4К 5,3 млрд рублей, что эквивалентно росту 70% при увеличении доли собственной доставки до 66%.
Убыток ассоциированных компаний продолжил сильно давить на чистую прибыль VK, хотя этот эффект был отчасти нейтрализован за счёт общего роста рентабельности бизнеса.