Третьего апреля 1973 года глава подразделения мобильной связи Motorola Мартин Купер, прогуливаясь по центру Манхеттена, решил позвонить по сотовому телефону. Прохожие очень удивлялись и не понимали, что происходит. Удивительно, не правда ли? О том, как себя чувствует на рынке компания Motorola, открывшая для всех мобильный телефон, и многом другом мы поговорили с Ингой Чурашовой, руководителем подразделения мобильных устройств компании Motorola в России.
- Motorola является одним из мировых лидеров по производству мобильных телефонов. Как в этом отношении себя проявляет российский рынок? Каково положение компании на российском рынке?
- Россия, безусловно, один из приоритетных рынков. И не только для Motorola. Это вам скажет представитель любой крупной компании-производителя мобильных телефонов, которые присутствуют в нашей стране. Российский рынок крайне сложный, но в тоже время интересный. Сложный в том понимании, что Россия – это огромная территория на которой нужно в минимальные сроки обеспечить максимальное присутствие своей продукции. Россия – это преимущественно ритейловый рынок продаж мобильных телефонов. Если большинство стран мира – это операторские рынки, то, например, Китай или Россия это в основном только розничные продажи через салоны связи. А интересен этот рынок тем, что он еще достаточно молод, ему чуть больше десяти лет, и он еще достаточно динамичен.
Представительство нашей компании в России работает с 1993, а первая продукция Motorola появилась еще в 1980 году в СССР. Это была специальная поставка раций для подразделений МВД СССР, которые обеспечивали порядок во время проведения Олимпийских Игр в Москве. С тех пор, надо сказать, МВД, МЧС и другие специальные службы используют рации нашей компании.
Если говорить о сегодняшнем дне, то наши позиции на российском рынке достаточно крепкие, что подтверждают различные аналитические исследования и мы будем продолжать здесь свою успешную деятельность.
- Если мы сравним динамику продаж ваших продуктов в России и других странах, то есть ли какие-то особенности? Где наблюдается большая лояльность к марке: у нас, в Европе, Азии?
- Историческая родина Motorola – США, поэтому здесь компания занимает первое место традиционно. Также в «соседней» Латинской Америке – Motorola «номер один». Сильные позиции у компании и в Китае, и в Корее. А если смотреть на некоторые продукты в отдельности то, например, смартфон Motorola A1200 в 2006 году занял в Китае 50% всего рынка продаж смартфонов. В Европе, в зависимости от страны, наша компания занимает разные доли рынка, но везде мы находимся в группе лидеров и не собираемся сдавать свои позиции.
Хит продаж 2004-2006 годов – Motorla RAZR V3 был продан по всему миру тиражeм более 100 миллионов штук. До этого рекорд принадлежал телефону Motorola StarTac, который был продан в 1996-1997 годах тиражем 75 миллионов штук. Эти цифры говорят о том, что лояльность к марке и доверие к ней очень высокое во всем мире.
- Компания Motorola объявила, что терпит убытки вот уже второй квартал подряд. За это время объем продаж продуктов компании сократится примерно на 10 млн. штук. С чем это связано?
- Это связано с тем, что компания Motorola в настоящее время сфокусировала свое внимание на нескольких аспектах. Во-первых, это серьезное обновление портфолио мобильных телефонов и аксессуаров, а также реструктуризация продуктовых линеек. Во-вторых, растущие рынки, такие как Индия, Африка, Пакистан, в данный момент являются приоритетными для компании регионами для «захвата» и развития. И, в-третьих, мы продолжаем оптимизировать структуру затрат и издержек для увеличения валовой прибыли.
- Несмотря на падение продаж Motorola, хорошие показатели продолжают демонстрировать ваши основные конкуренты - Samsung и Sony Ericsson. По данным аналитиков, Samsung во II квартале смог впервые обойти Motorola, заняв, таким образом, второе место в списке крупнейших производителей сотовых телефонов. Sony Ericsson также набирает обороты. Что собирается предпринимать менеджмент компании, чтобы вернуть утраченные позиции?
- Существуют разные данные аналитиков. Мы видели отчеты в которых говорится, что мы уступили второе место, и отчеты, например, Strategic Analytics, в которых не уступили. Думаю, что меры, о которых я говорила в ответе на предыдущий вопрос позволят нам быть вернуть позиции и быть успешными.
- Инга, какие продукты Motorola сегодня наиболее популярны на российском рынке?
- А мы не запускаем на российский рынок непопулярные продукты. Прежде чем начинать продажи того или иного продукта, мы проводим обязательные презентации для наших официальных дистрибьюторов, которые имеют колоссальный многолетний опыт продаж. Они могут дать нам рекомендации относительно того «пойдет» или «не пойдет» телефон на рынке. Все аппараты, которые мы продаем в России имеют своих почитателей: и бюджетные С- и W-серии и флагманские модели серий RAZR, KRZR, RIZR. Мы запустили в России продукт MOTOMING A1200e [обзор этого телефона появится на страницах нашего издания на следующей неделе - прим. ред.], который предполагался для продаж только в Юго-Восточной Азии, но наши дистрибьюторы захотели иметь его у себя в ассортименте и верят в его успешность. И это так.
- Большинство продуктов Motorola сегодня позиционируются как бюджетные решения или устройства эконом класса. В то же время, компании Nokia, Sony Ericsson стараются выпускать как можно больше дорогих моделей, которые стоят 10 тыс. рублей и дороже. На ваш взгляд такие действия оправданы? Будет ли Motorola использовать такую практику ведения бизнеса?
- Мы, как я уже сказала, очень серьезно обновляем свое портфолио и постараемся сделать его сбалансированным во всех сегментах. Да, у нас очень сильные позиции в бюджетных сегментах, но также сейчас мы обновляем наши мультимедийные продукты. В ближайшее время в продаже появятся телефоны Motorola Z6 и наш «мультимедийный монстр», как его окрестили СМИ, Z8. Также мы готовим до конца этого года ряд анонсов в средне-ценовом и в премиум- сегментах.
Предпочтения россиян в ценовом отношении, действительно, очень обширны. С одной стороны период стремительного роста мобильной связи в стране завершен и люди активно меняют свои старые недорогие аппараты на новые, подороже и с множеством функций, но при этом подрастают дети и им покупают недорогие, простенькие аппараты. Поэтому нам важно присутствие во всех сегментах.
Для россиян, в большинстве, очень важно показать свой статус. А это можно сделать очень просто – нужно выложить свой мобильный телефон на стол в кафе, ресторане или на деловой встрече. И чем дороже будет телефон, тем считается круче. У американцев и большинства жителей Европы такого нет. Ну, разве что в этом мы очень похожи на итальянцев. Только они еще любят при этом громко разговаривать, чтобы все обратили на них внимание. Наверно поэтому очень успешными в нашей стране были продажи ограниченной серии телефонов Motorola RAZR V3i Dolce&Gabbana в золотом корпусе. Телефоны «улетали» как горячие пирожки.
- В 2003 году появилась концепция дизайна RAZR, которая господствует уже четвертый год. RAZR решения есть практически у всех производителей мобильных телефонов. Стоит ли в ближайшем будущем ожидать изменения концепции дизайна? Не могли бы Вы подробно рассказать об этом.
- Концепция RAZR оказалась очень успешной и была «клонирована» невообразимое количество раз практически всеми производителями. Будут ли изменения в дизайне? Конечно будут, ведь само понятие «современный дизайн» подразумевает, что идеи дизайнеров должны и будут трансформироваться и воплощаться в жизнь. Рассказать вам подробно, что именно мы придумаем, я не могу, но могу вам напомнить о том, что Motorola всегда была пионером в дизайне мобильных телефонов: первый телефон с флипом, первый телефон-раскладушка, первый телефон-ротатор, телефон с серво-приводом раскрытия, да и вообще самый первый сотовый телефон, это все Motorola. Последняя наша разработка – это телефон с механизмом kick-slider – тоже прецендент в дизайне телефонов.
Создание нового телефона это сложный процесс, в который вовлечены инженеры, маркетологи, психологи, антропологи, специалисты по материалам, химики и множество других людей самых разных специальностей.
Например, дизайн RAZR, уникален не только своим внешним видом, но и внутренней компоновкой. Его корпус целиком сделан из авиационного алюминия – такого еще небыло в «мобилостроении»; его антенна находится не в верхней, а в нижней части аппарата – тоже революционное решение; внешний экран выполнен из химически защищенного стекла – раньше у всех экраны были пластиковыми; клавиатура была выполнена из цельнометаллического листа – раньше в аппратах каждая кнопка была отделена от соседней. Я рассказываю это к тому, что описать в деталях дизайн будущих аппаратов Motorola сложно. Их нужно будет увидеть и я думаю, что в ближайшее время вы увидите нечто новое.
- В отношении российского рынка наблюдается интересная ситуация. Некоторые весьма ожидаемые и интересные модели, такие как, например, Motorola ROKR E2 или Motorola ROKR E6, свободно продаются в США и Европе, но в России их нельзя встретить на витрине магазина на законных правах. В чем здесь дело? Почему так получается?
- Все дело в локализации данных продуктов для российского рынка. Если для США и Европы зачастую может не требоваться локализация продуктов, то для начала официальных продаж в России требуется наличие кириллицы в программном содержании телефона и наличие кириллической клавиатуры. Бывает, что затраты на локализацию продуктов могут быть нецелесообразны, поскольку продукт не станет массовым и не окупит эти усилия.
- С 2004 года в России стали появляться фирменные магазины Motorola. Вначале в Москве, затем у нас в Челябинске. Что послужило толчком к открытию магазинов?
- Я уже говорила, что Россия – это страна преимущественно розничных продаж мобильных телефонов в отличие от Европы, где основные продажи делаются компаниями-операторами. Поэтому мы посчитали, что наличие форменных магазинов Motorola с самым полным ассортиментом предлагаемых товаров и услуг будет хорошим подспорьем для нас. Большинство салонов связи известных сетей имеют среднюю площадь порядка 40 кв.м. На этой площади им нужно уместить по 10-20 наименований телефонов от огромного количества вендоров, а еще DECT, MP3, CD, DVD и массу другой мини-электроники. Здесь невозможно дать потребителю сконцентрироваться на одном бренде. Поэтому фирменный магазин – это пространство для комфортного общения производителя со своим потребителем.
- Что принципиально нового предлагает конечному потребителю фирменный магазин компании?
- Во-первых, это самый широкий ассортимент как самих телефонов, так и, что совсем не маловажно, дополнительных оригинальных аксессуаров. Во-вторых, это дополнительные услуги, например, в наших магазинах вы можете персонализиовать свой телефон: закачать новый софт, игры, музыку, картинки, фотографии, сделать на корпусе татуировку или гравировку, узнать о последних новинках или акциях компании.
- Насколько мне известно, все фирменные магазины открываются при содействии розничных сетей. Собственный фирменный магазин это очень дорого?
- Это не вопрос цены, это намеренный шаг. Розничные сети занимаются управлением магазина. Это то, что они умеют делать лучше, чем мы, производители телефонов. В настоящее время нашими магазинами управляют две компании – «Евросеть» в Москве в Торговом Центе Mobile Plaza и «Беталинк» в Москве в ГУМе и в Челябинске в «Фокусе». Обе эти компании имеют колосальный опыт в управлении розничными продажами в сетях, которые насчитывают сотни точек, поэтому мы доверяем им управление нашими магазинами.
- В Челябинске фирменный магазин функционирует с апреля этого года, но жители города не знают о существовании монобрендового салона «Motorola». Отсутствует реклама и информационная поддержка. Почему складывается такая ситуация?
- В монобрендовом салоне и не стоит ожидать ежедневных столпотворений. Ощущение права выбора среди многообразия предложений, которое дает человеку посещение обычного салона связи или мега-молла бытовой электроники с ассортиментом в тысячу наименований, всегда будет сильнее. Привыкнуть или заставить остановить выбор потребителя только на одном бренде – это задача не нескольких месяцев. Но если человек однажды выбрал Motorola, то есть большая вероятность того, что и следующие его телефоны будут Motorola и своим знакомым он будет рекомендовать Motorola. Но мы все же подумаем над увеличением информационной поддержки в Челябинске.
- В Европе и США очень развито направление операторских телефонов. В России также были попытки продвижения таких продуктов. Например, Samsung E540 с тарифным планом Билайн «Интуиция». Можно ли ожидать появления таких устройств на российском рынке от Motorola?
- Все будет зависеть от коммерческого предложения компании-оператора. Если оно будет, и будет интересным и рентабельным, то почему бы и нет? У нас был опыт производства таких телефонов для компаний «Евросеть» и «Связной» со специальной кнопкой выхода на wap-портал этих сетей.
- Мобильный телефон, как и любое техническое средство, иногда может не совсем корректно работать. В таких случаях приходится обращаться в сервисный центр. Что в этом направлении представляет Motorola?
- В этом направлении у нас все работает отлаженно. Есть несколько крупных сервисных цетров, таких как «Доктор-Сервис», «CPS» и «Про-Сервис», которые имеют сертификацию нашей компании на проведение как гарантийного, так и пост-гарантийного ремонта. У пользователей наших телефонов не должно быть с гарантийным ремонтом никаких проблем, если они приобрели телефон у официального дилера и с гарантийным талоном.
- Не планируется ли увеличение авторизованных сервисных центров на Южном Урале?
- Нет, потому что с тем объемом работ, которые есть сейчас, справляется существующее количество сервисов.
- Как будет развиваться Motorola на российском рынке? Чего можно ожидать в ближайшее время потенциальным клиентам компании?
- Будет масса интересных продуктов, как для самых требовательных пользователей, так и для смых стильных, самых деловых, самых болтающих и играющих. Появятся новые аксессуары и сервисы. Следите за нашими анонсами и акциями, и приходите в наш магазин.
- Инга, что Вы можете пожелать читателям проектов «Мобильный Челябинск» и «Мобильный Екатеринбург»?
- Хочется пожелать, чтобы они почаще заходили к вам на проект и самыми первыми узнавали о всех новинках, в том числе и новинках нашей компании. А также, чтобы они почаще посещали наш фирменный магазин. Мы всегда рады всех видеть!