В августе российские пользователи столкнулись со значительными трудностями при попытке посмотреть видео на YouTube как со смартфонов, так и компьютеров. Видео либо не загружалось, либо загружалось в десятки раз медленнее обычного. Поначалу люди винили в произошедшем операторов связи и политику Google в отношении российских пользователей. Но на деле ситуация оказалась гораздо сложнее. Команда нашего проекта изучила обстоятельства этой истории и оценила перспективы полноценной работы YouTube в России.

Ютуб – «всё»: разбираемся, есть ли будущее у сервиса в России.

С чего всё началось?

25 июля председатель комитета Госдумы РФ по информационной политике Александр Хинштейн сообщил, что до конца недели скорость загрузки YouTube на стационарных компьютерах может снизиться до 40%, а с 1 августа — до 70%. По его словам, замедление скорости загрузки видео в России — «вынужденный шаг, направленный не против российских пользователей, а против администрации иностранного ресурса, который по-прежнему считает, что может безнаказанно нарушать и игнорировать российское законодательство». При этом депутат не сделал явных ссылок ни на решение надзорных органов, например, Роскомнадзора, ни на решения суда, которое необходимо выполнять.

При этом с ночи на 1 августа пользователи YouTube в России, столкнулись с существенным нарушением работы сервиса. Видеоролики стали загружаться медленно, а некоторые отказывались запускаться полностью. Причём это касалось как доступа из сетей интернет-провайдеров, так и операторов мобильной связи.

Суть проблемы

Технический анализ параметров видеоплеера, работающего через сети российских провайдеров и операторов мобильной связи, показал, что канальная скорость соединения с YouTube в среднем составляла 322 Кбит/с. При этом значение буфера, то есть длины предварительно загруженного фрагмента видео, оставалось нулевым.

В июле, согласно замерам в тех же условиях, плеер буферизовал как минимум 50 секунд видео в разрешении 1080p. При этом канальная скорость снижалась. Если 25 июля она составляла 8,5 Мбит/с, то 30 июля была уже 918 Кбит/с.

При этом параметры работы YouTube при использовании VPN или сетей связи провайдеров за пределами России продолжали оставаться стабильно высокими. Отсюда можно сделать вывод, что на скорость обмена данными YouTube в России оказывается внешнее воздействие. Но кто этим занимается и почему именно в такой форме?

Интернет-провайдер.

Операторы связи и провайдеры интернета

Первыми под удар попали телеком компании. Недовольные абоненты винили во всех проблемах именно провайдеров и операторов мобильной связи. Статистика от служб поддержки клиентов в августе показала почти десятикратный рост жалоб на работу YouTube. Люди обвиняли операторов в нарушении договоров об оказании услуг связи, грозили судами и штрафами, заявляли о желании отключиться от услуг и т.д.

Примечательно, что официальных комментариев, кроме как «наши сети связи работают штатно» и «мы не имеет никакого отношения к замедлению YouTube», телеком компании не давали. Более того, в конце августа у некоторых провайдеров YouTube стал работать без ограничений. Для этого компании начали использовать зарубежные точки доступа обмена трафиком для YouTube – по сути, это аналог обхода блокировок через VPN. Правда, на деле такая схема проработала недолго.

Главный радиочастотный центр Роскомнадзора после изучения сообщений в СМИ о попытках российских операторов своими силами пытаться ускорить работу YouTube официально предостерёг участников рынка от такого шага и обхода ограничений, направив им официальное письмо.

В письме провайдеров и операторов связи настоятельно просили «отказаться от использования технологий искажения, фрагментации и подмены интернет-трафика». В случае неисполнения этого требования участникам рынка пригрозили прекращением действия лицензии.

Молчание, а также попытки обойти внешние ограничения позволяют сделать вывод о невиновности и непричастности телеком компаний к проблемам с работой Youtube в России.

В России YouTube работает с замедлением.

Санкции со стороны Google?

Ещё до начала активной фазы замедления YouTube в СМИ засветилась информация о том, что Google, выполняя требования национального законодательства, приняла решение отказаться от сотрудничества с российскими компаниями. Тем более, что в санкционном списке США очень много телеком и технологических компаний из России. При этом существующее оборудование для кэширования и ускорения загрузки контента сервисов Googlе — системы Google Global Cache на территории России вскоре будет перегружено из-за невозможности его расширения.

«Из-за проблем с эксплуатацией указанного оборудования и невозможности его расширения в условиях роста обрабатываемого трафика, наблюдается серьезная перегрузка имеющихся мощностей, в том числе на пиринговых стыках. Это может повлиять на скорость загрузки и качество воспроизведения роликов в YouTube у абонентов всех российских операторов», — сообщали в начале июля некоторые интернет провайдеры.

При этом в Google на вопросы об ограничении с их стороны заявляли, что они в курсе о проблемах с доступом к YouTube в России, но «это не является результатом каких-либо технических проблем или действий с нашей стороны».

Принимая во внимание важность бесперебойной работы YouTube, как самой крупной по аудитории в России видеоплатформы, ни Google, ни, тем более, власти США, никогда бы не пошли на намеренное ограничение её работы.

YouTube на смарт ТВ.

Ставка на мягкие ограничения

YouTube для правительства США является одним из самых эффективных инструментов информационного воздействия на жителей разных стран, в том числе и России. Как раз по этой причине с платформы удаляется практически весь контент, идущий вразрез с официальной политикой американского правительства.

Более того, как раз неудаление видеороликов, противоречащих законодательству России и удаление неудобного для властей США контента, например, сюжетов российских СМИ, стало причиной пристального внимания к YouTube со стороны властей.

В течение четырёх лет Роскомнадзор пытался встроить рабочие отношения с американским видеосервисом в вопросах исполнения российских законов о противоправном контенте. Однако результат оказался практически нулевым. Платформа заняла активную позицию по неисполнению требований российского надзорного ведомства, а потому получила ответную реакцию.

Причём официально YouTube в России блокировать не стали, а выбрали условно «мягкий вариант» с замедлением. Почему? Главная причина – YouTube продолжает оставаться лидером по количеству контента и аудитории в стране. Многие блогеры продолжают выкладывать свой контент на этой платформе.

Теоретические закрытие YouTube лишило бы доступа почти 50 млн человек к полезной и нужной информации. Кроме того, через эту платформу проходит огромный трафик, и такие меры отчасти грозят замедлением всего интернета в России.

А вот замедление стимулирует блогеров и пользователей переходить на другие сервисы. Это нужно, чтобы аудитория задумалась о переходе на российские видеосервисы, такие как Rutube, «VK Видео», «Дзен», Nuum и другие. Кроме того, размещение роликов на местных площадках — страховка для авторов контента, если YouTube заблокирует их каналы без предупреждения.

«Выбрана именно такая мягкая схема — показать, что есть и другие сервисы, кроме YouTube, где можно смотреть контент абсолютно любого рода, - считает Cергей Гребенников, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций. - Я понимаю, что ни у кого нет желания полностью закрыть YouTube на территории России».

Видеосервис Rutube.

По мнению телеком-экспертов и участников рынка, техническая реализация замедления трафика YouTube может осуществляться исключительно через ТСПУ (технические средства противодействия угрозам), которые находятся в ведении Главного радиочастотного центра (подконтролен Роскомнадзору). С помощью ТСПУ Роскомнадзор управляет маршрутами графиками, блокировками доступа к запрещенным ресурсам и ограничению скорости к ним в рамках действующего законодательства. Именно через ТСПУ происходят блокировки противоправного контента, включая порнографию, призывы к совершению суицида, пропаганду наркотиков, буллинг и кибербуллинг, жестокое обращение с животными, пропаганда ЛГБТ-сообществ и т.д.

Специальное оборудование установлено на сетях всех российских провайдеров и операторов мобильной связи. При этом сами провайдеры и операторы не имеют представления о текущих настройках оборудования по управлению трафиком, не могут менять его настройки.

В 2022 году с помощью ТСПУ Роскомнадзора начал блокировки Twitter и двух других социальных сетей - Facebook и Instagram (принадлежат корпорации Meta, признанной в России экстремистской). Также начались блокировки VPN-сервисов, в том числе на уровне протоколов (например, OpenVPN).

Есть ли альтернативы?

Rutube - один из старейших российских хостингов видео, на который пользователи могут загружать разный контент. Существует он ещё с начала 2010-х годов, но долгое время оставался в тени популярного западного аналога. После блокировки федеральных российских каналов на YouTube, площадка стала основным хранилищем для такого контента в сети. Блогеры могут получать доход от видео, если наберут более пяти тысяч просмотров на канале. Авторам доступны рекламные баннеры, платные подписки и каналы, а также продажа товаров и услуг прямо в видео.

VK Видео – более универсальная видеоплатформа. Здесь выкладывают прохождение игр, разговорные и обучающие ролики, влоги, новости и так далее. Можно встретить и явно нелицензионный контент: фильмы, мультики и музыкальные клипы, залитые не правообладателями. Есть коллаборации с популярными блогерами, комиками и другими известными личностями. Монетизация доступна для пабликов от 5000 подписчиков, выплаты рассчитываются по непрозрачной схеме с учётом количества и качества видео, вовлечённости аудитории, тематики и прочих параметров.

VK Видео.

«Дзен» позволяет публиковать стандартные горизонтальные и короткие вертикальные видео. Каналы, у которых есть хотя бы 100 подписчиков, могут запускать трансляции - запись стрима можно сохранить на канал, как на Twitch. Доступна монетизация: её можно подключить, если за последние 30 дней у видеоконтента на канале набралось 30 часов просмотров, а модераторы посчитали сам контент достаточно качественным. Вознаграждение рассчитывается по времени просмотра без учёта коротких роликов.

Nuum — российский аналог Youtube от МТС. Появилась платформа в декабре 2023 года. Она ориентирована на подростковую и молодёжную аудиторию, которая интересуется наукой, путешествиями, технологиями, играми. Доступно не только создание роликов разного формата и продолжительности, но и проведение стримов. За модерацию роликов отвечают не только люди, но и искусственный интеллект. Это позволяет быстро определить и удалить ролики с мошенническими услугами, распространением персональных данных или угроз.

Отметим, что для переноса роликов с YouTube на видеохостинг «VK видео» у VK есть сервис VK Video Transfer. Аналогичную функцию в августе 2024 года запустил российский видеохостинг Rutube.

Примечательно, что «Яндекс» позволил исключать из поиска видео с медленной загрузкой. В поиске по видео теперь можно включить фильтр, чтобы видеть ролики только с тех платформ, где нет проблем с загрузкой контента. Новый фильтр работает и на компьютерах, и на мобильных устройствах. Для его применения нужно нажать кнопку в «Поиске» по видео. Затем пользователь увидит выдачу роликов уже с включенным фильтром.

Аудитория YouTube начала падать

Замедление скорости загрузки видео на YouTube в России начало сказываться на аудитории сервиса. Эксперты аналитической компании JagaJam зафиксировали снижение просмотров длинных роликов и вертикальных видео (Shorts) на YouTube в российских блогеров на до 78% за период с 22 июля по 25 августа в сравнении с 17 июня по 21 июля (до введения ограничений).

По данным Mediascope, среднесуточный охват видеохостинга YouTube (десктопной и мобильной версий) сократился с 46% за период с 15 июля по 21 июля до 41% за период с 19 августа по 25 августа (учитываются данные по россиянам старше 12 лет). Сокращение просмотров на YouTube связано в том числе с тем, что после его замедления российские видеоблогеры стали активнее дублировать свой контент на альтернативные площадки, отмечает гендиректор JagaJam Артём Липко.

Альтернативные видеосервисы.

Эксперты отметили, что до замедления 40–60% бюджетов рекламодателей на инфлюенс-маркетинг приходилось на YouTube. В настоящее время участники рынка внимательно следят за аудиторией в YouTube и альтернативных платформах.

По словам директора по цифровым продуктам рекламного агентства PHD (входит в Media Direction Group) Марии Литошиной, рекламодатели заняли выжидательную позицию. Тем не менее, они запрашивают у рекламных агентств альтернативные варианты для проведения кампаний – VK Видео, Rutube, «Дзен», Nuum и др.

Одновременно с этим наблюдается рост аудитории на альтернативных площадках. Так, в «VK Видео» выше 14 тыс. новых авторов стали публиковать свои ролики. По большей части это блогеры-миллионники, которые переходят с других платформ, и начинающие авторы с несколькими десятками или сотнями подписчиков.

Ежедневно на Rutube загружается более 300 тыс. видео. За август национальный видеохостинг увеличил мощности для хранения и обработки контента на 30%.

Видеосервис Wink отметил лавинообразный рост просмотров российского контента для малышей. Просмотры мультсериалов бьют рекорды после того, как онлайн-кинотеатр расширил библиотеку бесплатного детского контента. Примечательно, что этот контент активно смотрели на Youtube.

Будущее Youtube в России

Перспективы Youtube в России туманны. И во многом это связано с нежеланием руководства видеосервиса считаться с российскими законами и позицией властей. Платформу не заблокируют, она продолжит работать на территории страны, но с ограничительными мерами в виде замедления скорости загрузки. Для большей части аудитории такие ограничения окажутся некомфортными. Пользователи будут стараться перейти на другие площадки, и если они найдут качественную альтернативу, то не захотят возвращаться на YouTube.

Создателям контента и блогерам также стоит задуматься над поиском других видеосервисов, поскольку аудитория YouTube будет постепенно уменьшаться. Большая часть авторов уже перезалила свой контент на крупные российские площадки и сейчас отслеживает трафик, присматривается к программам премирования и монетизации. Позитивно, что сами платформы создают специальные фонды для поощрения авторов с полезным и популярным контентом. Для них важно привлекать аудиторию по-настоящему интересными видеороликами.