В конце лета в ряде российских СМИ появилась информация о том, что Российская академия радио требует закрыть портал Moskva.fm. Разосланы письма соответствующим адресатам, среди которых администратор сайта, интернет-провайдер и рекламное агентство, которое занимается размещением рекламы на сайте.
Представители организации утверждают, что не намерены бескомпромиссно требовать закрытия проекта, они готовы обсуждать совместное сотрудничество, естественно, взаимовыгодное. Однако пока неясно, с кем говорить о сотрудничестве: создатели сайта весьма призрачные люди, о которых очень мало информации в открытом доступе. Известно только, что администратор сайта – некто Максим Максимов.
По факту создатели сайта нарушают статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, касающиеся авторских и смежных прав.
Ситуацию прокомментировал Алексей Минбалеев, доцент ЮУрГУ, кандидат юридических наук, специалист в области авторского права: «Радиостанции обладают авторскими правами на музыкальные произведения и смежные с авторскими правами – на передачу программ в эфир и по кабелю, а также на распространение произведений в сети «Интернет». Для того, чтобы легализовать свою деятельность, создатели Moskva.fm должны заключить договор на использование музыкальных произведений и распространение их в сети Интернет» с правообладателями прав на музыкальные произведения и радиостанциями или с организациями, осуществляющими коллективное управление авторскими и смежными правами».
Moskva.fm образован в 2007 году, и с тех пор хранит все эфиры московских радиостанций на своих серверах, а также ретранслирует прямые эфиры радиостанций. Примечательно, что вся реклама в эфире на сайте вырезается с помощью сервиса AdMonitor: то есть, приятный бонус в виде дополнительной аудитории для рекламодателя пропадает. А аудитория эта немаленькая: порядка 85 тысяч посетителей ежедневно.
В любых войнах страдают мирные жители, и войны «пиратов» с правообладателями тому не исключение. Рунет наводнен сайтами-ретрансляторами телевизионных и радиопрограмм: достаточно ввести в поисковик что-нибудь вроде «Европа плюс слушать онлайн» - и вы увидите массу ресурсов, предоставляющих такую возможность. Естественно, что бороться с ними бесполезно, они были и будут, одни закроют, появятся новые. А вот Moskva.fm в своем роде гигант и лидер: по некоторым данным, стоимость сайта составляет 33,43 миллиона рублей (информация с сайта http://bizinformatsiya.ru/), а несколько наград, которые получил сайт в 2008 году, говорят о том, что этот стартап в случае его уничтожения сложно будет возродить.
У портала есть единственный в России региональных аналог – сайт Piter.fm, который ретранслирует эфиры питерских радиостанций. Остальные вещатели за пределами этих двух городов пока в хранилища Moskva.fm не попали.
Елена Морозова, ведущая радиостанции «Серебряный Дождь Челябинск», преподаватель кафедры теории массовых коммуникаций ЧелГУ, кандидат филологических наук: «Сегодня в Челябинске вещает порядка 32 радиостанций, из них ретранслируют федеральный эфир с местными включениями порядка 80% станций, 70% станций имеют музыкально-развлекательный формат, который не так интересен для пост прослушивания. Остается небольшая доля эфирного времени, которая отдана под оригинальный контент регионов. Думаю, эта часть контента до сих пор не привлекает внимания организаторов подобных сервисов, ведь для их запуска необходимы технические и программные возможности, серверы для хранения медиафайлов. Из соображений энтузиазма за такой проект вряд ли кто-то возьмется».
Логика законодательства, как всегда, убивает здравый смысл. Возникает вопрос, почему бы Российской академии радио не заняться проблемой присвоения продуктам, который производят радиостанции, статуса свободного, как это, например, обстоит с другими информационными продуктами, например, новостями? Тенденция свободного медийного пространства, так или иначе, обгоняет тенденцию к судорожному принятию законопроектов, ограничивающих доступ к информации – это понимает любой здравомыслящий человек. Например, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, несмотря на то, что он, по логике закона, должен стоять по ту сторону баррикад, где ратуют за то, чтобы закрыть, убрать и запретить.
«Проблемы с авторскими правами существуют. Но мне кажется, что гораздо важнее расширять способы распространения контента радиостанций [...] Потому что государство не предоставляет им такого права, не предоставляет им лицензии, чтобы жители […] городов могли слушать наши программы. И я готов закрыть глаза на то, что Moskva.fm нарушает наши авторские права» - сказал Венедиктов в эфире «Эха Москвы» 29 августа.
Елена Морозова: «Наверное, портал должен компенсировать контент радиостанций, которыми пользуется. Это один из вариантов. Можно часть программ вывести в платную подписку для пользователей. Можно продолжать прятать сервера и домены за границей. Тенденция ясна, информация сегодня стремится к своему свободному распространению и эта сила сейчас сильнее всех ограничительных препон. Так, например, пиринговые сети не являются распространителями контента, ограниченного авторским правом, медиафайлы передаются от пользователя к пользователю, так же с социальными сетями, рекомендательные сервисы вообще не предоставляют доступа к базам музыки, а организовывают эфирные потоки.
Креативнее всего в этом плане сегодня действуют сами авторы. Что касается музыкантов, то свои альбомы они выкладывают на сервисы с добровольной постоплатой, как например, Сергей Бабкин, устраивают предпрослушивания на своих сайтах, зарабатывают на побочной деятельности, выпускают диски только с нотами и текстами, как последний альбом испольнителя Beck. Они ищут новые каналы общения с аудиторией, а не борются с тем, что их не устраивает, и в этом я с ними согласна».
И, если на минутку представить, что создатели портала объявились и согласились платить отчисления за ретранслируемый контент, то что? Куда будут течь эти отчисления? Очевидно, в РАР. Очевидно, владельцам радиостанций. И очевидно, что собственно создатель продаваемого продукта (журналист, редактор или музыкант) от этого получит только уменьшение числа слушателей: тех, кто забыл, не успел включить приемник или не имел его под рукой.