Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций предложило создать единую систему блокировки телефонных мошенников на территории России, а также противодействию телефонному спаму. Ведомство подготовило законопроект, который будет рассмотрен рабочей группой в составе МВД, ФСБ, крупных банков и сотовых операторов. Предполагается, что подключение системы должно стать обязательным для всех телеком-операторов и банковских структур.
Причиной подготовки отдельного закона о единой системе блокировки телефонных номеров в Минцифре объясняют значительным ростом телефонного мошенничества. В предварительном тексте законопроекта говорится, что от операторов будет требоваться интеграция в свои сети технологий распознавания телефонных номеров и определения источника трафика.
Также в документе рассматривается понятие «фрода» (от анлл. fraud – мошенничество). Под «фродом» его авторы подразумевают звонки с подменных номеров при помощи технических средств или несанкционированного доступа к оборудованию операторов связи, повлекшие за собой нарушение прав третьих лиц и безопасности сети оператора.
Операторы связи, согласно законопроекту, будут обязаны бороться с фродом при помощи программно-аппаратных средств. Также они будут должны решить вопрос с телефонным спамом – в законопроекте под этим подразумеваются входящие вызовы и текстовые сообщения с рекламой, на которые пользователь своего согласия не давал.
Кроме того, авторы законопроекта предлагают привлекать к борьбе с мошенниками и спамерами самих абонентов. Предполагается, что после вступления законопроекта в силу им предоставят возможность жаловаться своему оператору на подобные звонки. В ответ на такую жалобу оператор составит заявление и направит его на проверку. Если указанный в нём номер действительно будет замечен в использовании для спама или фрода, оператор сможет заблокировать его.
В «Ростелекоме» считают, что предложенные властями меры вполне эффективны, но положения законопроекта могут потребовать уточнений в подзаконных актах. Оператор полагает, что расходы на внедрение новых технологий не будут значительными ввиду того, что у многих операторов уже есть подобные системы.
В МТС считают, что новый законопроект нуждается в детальной проработке. Новая система может учитывать имеющийся опыт у сотовых компаний. Оператор, по словам его представителей, уже внедрил собственную систему борьбы с мошенничеством.
Собственная система борьбы с телефонными мошенниками работает и у оператора «Билайн». В «МегаФоне» и Tele2 заявили, что изучат все предложения в рамках рабочей группы меры.
Стоит отметить, что по итогам третьего квартала 2020 года Центральный Банк России сообщил операторам почти о 10 тыс. номеров, которые регулятор связывает с мошенниками. При этом лишь 66 из них были заблокированы. Обязательная установка операторами антифродовых систем вряд ли сильно сократит число таких звонков, говорят эксперты.
«На самом деле они найдут номера, есть программа, которая позволяет подменить их на произвольные без каких-либо технических изысканий. Мошенники не стоят на месте, они используют новые технологии, разработки, плюс разного рода вариации достать информацию о пользователях. Если даже просто повносить номера телефонов в случайном порядке в свою записную книжку, она подсветит абонентов того или иного банка, на общих легитимных основаниях мошенник может его просто подделать и выслать вам все что угодно», - говорит директор департамента информационной безопасности Национальной инжиниринговой корпорации Лука Сафонов.
Борьба со злоумышленниками ударит и по добросовестным абонентам-компаниям и физлицам. Их номера могут заблокировать после массовых заявлений о спаме. «Если я хочу, чтобы звонки конкурентов уменьшились, то я через недобросовестных сотрудников буду просто-напросто блокировать их номера. Поэтому в будущем могут возникнуть проблемы именно в части недобросовестной конкуренции с компаниями, которые работают на этом рынке. Кроме того, когда вы как обычный пользователь пойдете покупать сим-карту, может оказаться, что ваш номер уже внесен в базу, и вы заблокированы. То есть обычные люди столкнутся с такой проблемой в будущем», — отмечает Роман Ромачев, гендиректор агентства разведывательных технологий «Р-Техно».
За последние годы спам-звонки стали проблемой всероссийского масштаба. По итогам второго квартала 2020 года 63% всех входящих вызовов с неизвестных номеров у российских пользователей оказались спамом. При этом зимой 2020 года, до введения ограничительных мер из-за распространения коронавируса, среди таких звонков фиксировалось больше предложений с займами, а с июля 2020 года, после того, как были сняты наиболее строгие ограничения в рамках борьбы с пандемией, их доля уменьшилась, уступив место звонкам от коллекторов.
Для защиты от спам-звонков существуют специальные приложения, также у многих операторов есть соответствующие услуги. Кроме того, в прошивках смартфонов ряда крупных производителей есть собственные решения, позволяющие блокировать входящие с неизвестных и скрытых номеров, а также SMS-сообщения от них.
Мошеннические контакт-центры, организованные заключенными российских тюрем, приносят гигантские доходы. Один такой тюремный колл-центр может совершать около 20 тыс. звонков каждую неделю. В среднем потенциальная жертва снимает трубку в половине случаев.
Масштабы деятельности подобных мошеннических схем в России продолжают расти. В одном только Сбербанке за неполный 2020 год было зафиксировано около 2,9 млн обращений клиентов о попытках обмана. Это в два раза больше, чем за весь 2019 год.