Общественная палата РФ планирует обсудить вопрос о создании специального агентства, призванного бороться со спамом в интернет-мессенджерах, таких как WhatsApp, Viber, а также очистки мобильных номеров.

Спам.

Часто бывает, что номер длительное время остаётся неактивным и оператор мобильной связи перепродаёт его другому абоненту, но все рассылки остаются от предыдущего абонента. Данный сервис поможет отказаться от всех подписок. Мобильные операторы говорят, что они не имеют доступа блокировать спам, который поступает в интернет-мессенджеры, а работа самих мессенджеров не контролируется российским законодательством.

14 июля в Общественной палате будет рассматриваться вопрос о внесении поправок в правила об оказании телефонных услуг связи, чтобы запрещать мобильный спам.

Обратившись в агентство, абонент получит возможность отказаться не только от SMS рассылок, но и от спама сообщений в мессенджерах. Инициаторы сообщили, что они не смогут блокировать спам в других программах, так как они не попадают под юрисдикцию России, однако операторам будет достаточно лишь блокировать рассылки от иностранных номеров, которые как правило являются виртуальными номерами, которые используют имеющиеся базы данных номеров для рассылки своих спам-сообщений.

По словам члена Общественной палаты Дениса Калугина, для ликвидации «волны рекламного трафика» в мессенджерах операторам достаточно блокировать массовые рассылки с иностранных номеров: «Иностранный» (чаще виртуальный) номер регистрируется в качестве «пользователя» в сервисе, после чего ведется массовая рассылка рекламы по базе телефонных номеров, которая была скачана (получена) от сотрудников страховых компаний, автосалонов, сетей кафе, банковских структур и так далее».

Представитель Viber Елена Грачева говорит, что основное количество спама в сервисе распространяется с российских номеров. По ее мнению, эффективность борьбы со спамом может вырасти только в том случае, если его запретят в мессенджерах на законодательном уровне.

Мобильные операторы не поддерживают инициативу. В МТС указывают, что операторы не могут блокировать рассылки в мессенджерах технически, так как «не видят» содержание сообщений: «Появление нового звена в связке абонент - оператор может затруднить и увеличить срок решения проблем, их эффективнее и оперативнее решать напрямую». В «МегаФоне» говорят о том, что проблема должна решаться самими мессенджерами, в частности, оператор указывает на возможность внесения того или иного номера в спам-лист. Пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева отмечает, что персональные данные могут стать доступны неопределенному кругу лиц, «что чревато ростом мошенничеств».