С начала текущего года в России зафиксирован рост числа спам-звонков. За период с января по июнь 2023 года россияне получили около 3,8 млрд спам-звонков, что больше показателей того же периода 2022 года в 2,15 раза. Большая часть нежелательных звонков пришлась на абонентов из Москвы и Санкт-Петербурга, а также Новосибирска, Екатеринбурга, Казани и ряда других крупных городов России.
По мнению экспертов, развитие цифровых технологий заметно упростило автоматизацию массовых спам-звонков. В настоящий момент рекламный обзвон стал широко распространённой услугой. Чаще всего нежелательные звонки получают жителей крупных городов с большим присутствием бизнеса. Источником телефонных номеров для обзвона всё чаще становятся слитые в открытый доступ базы. Старый канал рассылки спама — почта — за последние годы получил надёжную защиту, в социальных сетях тоже налажена борьба с навязчивыми рассылками, поэтому спамеры переключились на телефонную аудиторию.
Поскольку жители городов-миллионников чаще всего оставляют свои сотовые номера при проведении рекламных акций, регистрации бонусных карт, они же становятся жертвами телефонного спама. Аналитик Kaspersky Who Calls Владимир Григорьев отмечает, что часто спам-звонки поступают тем, кто дал согласие на получение маркетинговых рассылок. Из их номеров формируются базы данных, которые нередко «утекают» в Сеть через недобросовестных сотрудников или после хакерского взлома.
Чаще всего спам-звонки связаны с рекламой финансовых продуктов, страхования, недвижимости, а также различных услуг (стоматологии, медицины и так далее). Эксперты также относят к спаму роботизированные обзвоны с рекламой товаров или услуг, звонки с напоминаниями о задолженностях, предложениями принять участие в соцопросах и т.д.
Кроме того, целью массовых обзвонов может быть сбор личной информации и финансовых данных. Согласно данным Kaspersky Who Calls, в первом квартале 2023 года доля российских пользователей, которым поступали телефонные звонки с неизвестных номеров с возможными мошенническими целями, увеличилась на 3 п.п. по сравнению с первой четвертью 2022 года до 29%.
Рост спам-звонков подтверждают и сотовые операторы. В «МегаФоне» отмечают рост их числа в среднем на 40% за год. При этом в Tele2 сообщили, что один абонент в среднем каждый месяц получает 8–9 звонков с рекламной информацией.
Для борьбы со спамерами операторы используют технологии больших данных, которые позволяют выявлять спам-звонки по их продолжительности, частоте, массовости, а также по реакции абонентов на них. По словам представителя Tele2, с помощью таких систем оператор ежесуточно обрабатывает 5–6 млн рекламных вызовов, включая звонки-сбросы.
Для защиты от назойливой рекламы эксперты рекомендуют пользователям устанавливать на смартфоны специальное ПО. Кроме того, нужно быть предельно осторожным, предоставляя свои телефонные номера на веб-сайтах или в различных письменных формах, а также избегать разглашения персональной информации.
Также не рекомендуется в принципе использовать свой основной номер телефона при онлайн-регистрациях. Куда безопаснее для этих целей задействовать дополнительные номера. Это снизит объём назойливой рекламы.
Впрочем, эксперты считают, что в ближайшем будущем объём спама будет только расти. По данным Kaspersky Who Calls, с телефонным спамом сталкиваются порядка 95% пользователей. И предпосылок к тому, чтобы объём таких звонков уменьшился в ближайшее время, не наблюдается.