Минувший год для «ВымпелКома» [Билайн™] был временем глобального роста. С приобретением «Голден Телеком» и «Корбины телеком» объединенная компания стала крупнейшим игроком на рынке комплексных телекоммуникационных услуг. Кроме того, Билайн стал акционером компании «Евросеть». Какие планы у «ВымпелКома» на 2009 год? Как в компании собираются противостоять последствиям экономического кризиса? На эти и другие вопросы корреспонденту нашего издания ответил исполнительный вице-президент ОАО «ВымпелКом» по развитию бизнеса в России Жан-Пьер Вандромм.

- После приобретения «ВымпелКомом» Голдена и Корбины в объединенной компании происходит много изменений. Как будет выглядеть структура управления в конечном итоге? Когда планируется завершить интеграцию?

- На корпоративном уровне компании уже полностью интегрированы, а руководство смешанное. Например, я был главным управляющим «Голден Телеком», а сейчас возглавляю три компании в рамках России. Александр Малис, возглавлявший «Корбину» ранее, сейчас управляет всем широкополосным доступом. Технические специалисты также тесно интегрированы. В течение ближайших двух месяцев мы объединим все процессы и на локальном уровне. Но начинаем мы сверху и идем далее вниз. Могу сказать, что 95% интеграционных процессов уже проведено. Объединение идет нам на руку. Мы смогли оптимизировать свои расходы. Междугородний и международный трафик трех компаний направляется через федеральную транзитную сеть «Голден Телеком» полностью, а мобильный трафик от нас в МегаФон, МТС или TELE2 пока на 75%. Причиной того, что это не 100%, является недостаток «стыков» с другими операторами. Решение этого вопроса займет несколько месяцев.

- Как в целом влияет на деятельность компании «ВымпелКом» существующая экономическая обстановка? Фиксируется ли снижение спроса на услуги связи?

- Мы постоянно наблюдаем за рынком и за тем, что происходит на нем. Затраты на телекоммуникации у среднестатистической российской семьи от общего валового дохода составляют всего 3%. На эту семью в среднем приходится три мобильных телефона,  0,2 подключения к интернет и 0,5 телефонной линии. Расходы на связь и интернет отнимают совсем небольшое количество денег. Так, получается, что обед в каком-нибудь кафе стоит больше, чем связь и интернет. Падение продаж – это вполне естественная реакция рынка, но до сих пор снижения спроса мы не видим. Мы пытаемся понять, что происходит. Я не знаю, только ли у нас такая ситуация. Может быть, у МТС и МегаФона тоже нет никакого снижения.

- А какова динамика декабря-начала января по основным показателям: ARPU в рублях, MOU?

- Мы внимательно следим за показателями по голосовому и неголосовому трафику, ARPU ежедневно. Например, я знаю, каковы продажи sim-карт, сколько из них активируются каждый день. Я знаю VLR [активная абонентская база – ред.]. Я в курсе объемов платежей, которые поступают от абонентов по электронным системам и через салоны «Евросеть», их величину. Я смотрю на все эти цифры и ожидаю падения. Но падение не происходит.

Я хочу отметить, что декабрь 2008 года был самым лучшим в продажах sim-карт для нас в России, хотя логически продажи должны были снизиться. По итогам последних шести месяцев мы смогли увеличить свою долю рынка на 1,5-2%.

  Жан-Пьер Вандромм, исполнительный вице-президент ОАО «ВымпелКом» по развитию бизнеса в России.

- Каковы причины того, что Вы увеличили свою долю на рынке?

- Благодаря объединению трех компаний «ВымпелКом», «Голден Телеком» и «Корбина телеком» нам удалось значительно снизить затраты.

- Представляют ли потенциальную опасность для «ВымпелКома» курсовые колебания евро и доллара США по отношению к рублю?

- В настоящее время нет. Вы, наверное, знаете, что у «ВымпелКома» имеется серьезная задолженность - $1,8 млрд. Мы должны рассчитаться с ней в этом году. Логически рассуждая, при курсе 35 рублей за доллар США нам необходимо иметь большую выручку, чем при курсе в 25 рублей. Но в этом году мы провели хеджирование, и разницы в курсах для нас нет. У нас фиксированный обменный курс для банков – 30 рублей за доллар. И изменись курс до 40 или даже 45 рублей за американский доллар, нас это не коснется. Тем не менее, сейчас мы очень осторожны в своих расходах. Например, сотрудники должны летать исключительно экономическим классом. Мы договариваемся о значительных скидках с поставщиками оборудования.

- На корпоративном уровне компании уже полностью интегрированы, а руководство смешанное.- А если мы будем говорить о растущей инфляции. Планирует ли «ВымпелКом» повышение тарифов на основные услуги мобильной связи в России на величину инфляции?

- У нас нет планов по увеличению тарифов. Насколько я знаю, у МегаФона тоже нет таких планов. Неделю назад глава МТС Михаил Шамолин, говорил, что компания рассмотрит возможность привязки их тарифов к доллару США. Но я не видел и не вижу никакого движения на рынке, ни с нашей стороны, ни со стороны МегаФона или МТС в направлении увеличения стоимости. Но очевидно, если рубль дойдет до 45 рублей за американский доллар, мы будем вынуждены повысить тарифы. Дело в том, что некоторая часть наших затрат рассчитывается в долларах, например, CAPEX [капитал, используемый для приобретения или модернизации недвижимого имущества, оборудования, технологий – ред.]. Пока же колебания происходят в районе 30 рублей, и нет веских причин для повышения тарифов.

- Как вы относитесь к стратегии некоторых операторов связи, которые считают количество абонентов главным показателем деятельности?

- Единственное, что играет роль – это VLR за одну неделю и выручка. Мы учитываем абонентов три месяца, МТС – шесть. В конечном итоге важно, кто заплатил в последнем месяце. Рассматривая критерий «выручка», МТС чуть крупнее нас, но эта разница незначительна. Мы чуть крупнее МегаФона. Это лишь выручка от мобильной связи по всей России. Если учитывать еще «Голден Телеком» и «Корбину», то мы самая крупная компания. Я знаю, какова абонентская база МТС, я могу ее оценивать, потому что мы видим, на какие номера звонят абоненты нашей компании, и с какого количества номеров МТС мы получаем звонки. Если все это проследить в течение месяца, можно вычислить активную базу. В свою очередь мы уважаем те принципы отчетности, которые приняты в каждой компании.

 - Пожалуй,  доля МТС на корпоративном рынке, это как Билайн и Мегафон вместе взятые.

- Какие планы у «ВымпелКома» по отношению к развитию проводного интернета на Урале, как для корпоративного, так и для массового сегмента?

- В Екатеринбурге у нас уже есть собственная сеть по технологии FTTB [«оптика до дома» – ред.]. В 2009 году приоритетным для нас станет развитие в Екатеринбурге, Тюмень и Пермь. Есть планы по развитию в Челябинске. Город был в планах по строительству в этом году. Сейчас мы приостановили этот проект. Это связано с тем, как я говорил, что в компании тщательно оценивают эффективность вложенных средств. Дело в том, что в четвертом квартале минувшего года продажи компьютеров сократились на 30% по сравнению с 2007 годом. Это будет оказывать влияние на спрос. Во-вторых, в Челябинске у нас запущена сеть третьего поколения. Мы можем захватить рынок через 3G. Пока мы будем получать необходимые разрешения на строительство сети, тем более, что сейчас зима и работы не возможны. В ближайшие три–четыре месяца мы будем следить за тем, что происходит в российской экономике. Окончательное решение мы примем в апреле-мае.- Если рубль дойдет до 45 рублей за американский доллар, мы будем вынуждены повысить тарифы.

- Почему sim-карты с интерент-тарифами Билайн продаются исключительно с модемами? Как быть тем пользователям, у которых уже есть модем?

- Я бы не сказал, что мы продаем их вместе. На самом деле они не вместе. Но наши модемы были самыми дешевыми на рынке и по-прежнему остаются. Если не учитывать этот «знаменитый» тариф МТС, где модем стоит 990 рублей. Но условием этого предложения является подписание контракта на 12 месяцев, зачисление гарантийной суммы до «двойной» стоимости модема и использование самых дорогих пакетов на интернет. Если это воспринимать как продукт, то тогда это самый дешевый из существующих.

Мы никогда не думали о том, что нужно продавать что-то по отдельности. В стране нет USB-модемов. Поэтому наше решение предусматривает и модем, и sim-карту. Но, если будет спрос на sim-карты, то почему бы не попробовать.

- Как себя чувствует корпоративный сегмент рынка? Каковы позиции «ВымпелКома» на нем?

- Сейчас я расскажу то, что шесть месяцев назад я бы не стал озвучивать. Нам очень повезло, что мы на корпоративном рынке занимаем только второе место. МТС имеет более сильные позиции. Пожалуй,  доля МТС на корпоративном рынке, это как Билайн и Мегафон вместе взятые. Полгода назад я бы даже никому не сознался в этом. А сейчас я могу только радоваться, что у нас не такая большая база корпоративных клиентов. Мы видим большое влияние кризиса на бизнес. Мы прекрасно понимаем, что закрываются многие компании: заводы, банки и т.д. Расходы сокращаются, в том числе и на связь. Например, в Москве есть банки, которые имеют порядка тысячи sim-карт, вернее имели три месяца назад. Сейчас этот показатель может достигать только 500 штук или того меньше. Сотрудником просто перестают предлагать корпоративные sim-карты. На потребительском рынке такой ситуации, конечно же, нет.

- Жан-Пьер, как Вы можете оценить перспективы российского рынка сотового ритейла?

- Вы знаете, что мы являемся акционерами «Евросети». Я как акционер этой компании получаю от них информацию. И количество проданных мобильных телефонов за последние шесть недель 2008 года были точно такими же, как в 2007 году в аналогичное время. Мы видим, что наибольшее снижение продаж демонстрируют аппараты, которые стоят более 15 - 20 тыс. рублей. На наш взгляд это происходит из-за того, что кредитование практически «умерло». Половина всех дорогих аппаратов приобреталась исключительно в кредит. Нет кредитов, нет и продаж этих телефонов. Я вот думаю, может в России и нет никакого кризиса. Быть может, даже и в мире нет кризиса. Есть только банковский кризис, который блокирует те или иные экономические процессы.

 - Мы переживаем за ритейл, поскольку он в условиях кризиса может обанкротиться.

- Как Вы сказали, «ВымпелКом» является акционером крупнейшего российского ритейлера, компании «Евросеть». Что это дает вашей компании, ведь это непрофильный бизнес?

- Это дает нам гарантированный канал сбыта. Мы переживаем за ритейл, поскольку он в условиях кризиса может обанкротиться. А мы используем ритейл для собственных продаж. Если он исчезнет, то придется открывать собственные магазины. Лично я не верю в монобренды. Это не эффективно и не ориентировано на потребителя. Сотовые операторы довольно большие компании, они не умеют заниматься ритейлом. У нас собственный менталитет. Вы не сможете в монобренде подыскать для себя выгодное предложение. Придется sim-карту покупать в одном монобренде, а телефон где-то еще. Как, например, выглядит процедура покупки сейчас? Вы идете по одной стороне улицы, заходите в «Евросеть». Подбираете модель, которая интересует. Смотрите на ее цену. Переходите на другую сторону улицы и идете в «Связной». Смотрите цену там. За углом посещаете «Беталинк». Потом возвращаетесь в «Евросеть», потому что там дешевле. То есть у вас есть выбор. Если у каждого оператора будет свой монобренд, а на Урале их шесть, на что это будет похоже.

Мы долго думали и приняли решение купить крупнейший мультибренд, чтобы он жил, чтобы весь ритейл жил. Мы поддерживаем и региональных игроков средних размеров.

- То есть вы не прогнозируете превращение российского рынка в формат операторского, который имеет место быть на Западе?

- В Западной Европе большая доля продаж 60-70% приходится именно на мультибренды. Большие продажи приходятся на The Carphone Warehouse и Phones 4U. Эта пара крупнее, чем оставшийся рынок. В других странах такая же модель. Я практически не знаю рынков, где монобренды подтвердили свою состоятельность и успешность. Многие мировые бренды, такие как Sony, Adidas, Panasonic, продаются и в монобрендах, и мультибрендах. Единственное, что продается в монобрендах – автомобили. Все остальное продается в мультибрендах. И операторы мобильной связи не должны изобретать велосипед. Если крупнейшие ритейлеры электроники за 100 лет пришли к выводу, что мультибренд – самый эффективный способ, зачем это отрицать.