По заказу регионального Министерства экологии ведущий интернет-провайдер страны «Ростелеком» приступил ко второму этапу строительства крупнейшей на Урале системы оповещения населения. До конца 2016 года компания оборудует единые дежурно-диспетчерские пункты (ЕДДС) еще в 13 муниципалитетах Челябинской области и установит рупоры для экстренного оповещения об угрозе ЧС в 49 населенных пунктах. Всего в рамках нескольких государственных контрактов в 2015-2016 годах «Ростелеком» построит на Южном Урале 263 точки оповещения в 123 населенных пунктах, установит 454 рупора и 32 сирены и обеспечит новейшим оборудованием 29 ЕДДС.
Поскольку погодные катаклизмы в Челябинской области не редкость, и в нашем регионе работает множество промышленных предприятий, поэтому создание системы экстренного оповещения населения – насущная необходимость. Современные технологии позволяют передавать информацию населению как по заранее разработанным сценариям, в зависимости от возможных угроз: лесной пожар, паводок, техногенная катастрофа и т.п. на территории населенного пункта, так и транслировать речь дежурного диспетчера в прямом эфире при нестандартных чрезвычайных ситуациях.
«Строительство комплексной системы оповещения началось в Челябинской области в 2015 году, когда по заказу Министерства экологии «Ростелеком» всего за несколько месяцев установил громкоговорители в 73 населенных пунктах. В Челябинске мы оборудовали пункт управления в единой диспетчерской службе и модернизировали 141 точку оповещения: на крышах жилых домов и организаций, среди которых, например, здание аэровокзала, ледовый дворец «Молния», крупные торгово-развлекательные центры. Сигнал от сирен и громкоговорителей охватывает территорию от 800 до 1200 метров, то есть распространяется на несколько кварталов, а мощность звука составляет 450 Ватт. Новейшая система оповещения значительно упрощает процесс информирования жителей и оптимизирует работу региональных диспетчерских пунктов, так как точки оповещения управляются дистанционно. Особенно важно в условиях ЧС, что информация передается по специальным защищенным каналам связи, что позволяет гарантировано оповестить население о предстоящей угрозе, – говорит заместитель директора по работе с корпоративным и государственным сегментами Челябинского филиала «Ростелеком». – Наша компания обладает необходимыми компетенциями и опытом для реализации подобных глобальных проектов и в этом году продолжит обеспечивать безопасность южноуральцев, разместив рупоры еще в 49 населенных пунктах области».
Система оповещения строится с учетом особенностей ландшафта каждого населенного пункта, чтобы обеспечить его полное звуковое покрытие. При этом используется оборудование отечественного производства, рассчитанная на суровые уральские погодные условия. Под каждую точку оповещения предусмотрены источники бесперебойного питания. В Едином дежурно-диспетчерском пункте устанавливается современное автоматизированное рабочее место диспетчера (АРМ), которое занимает меньше пространства по сравнению с устаревшей системой оповещения и значительно упрощает рабочий процесс. АРМ включает в себя компьютер с динамиками и микрофоном, коммутатор и источник бесперебойного питания. Специализированное программное обеспечение АРМа позволяет составлять планы оповещения, дистанционно их запускать, отслеживая ход выполнения, включая сирены и громкоговорители.
«Программа по созданию системы оповещения в Челябинской области рассчитана до 2018 года. Она охватывает, в первую очередь, те населенные пункты, которые наиболее подвержены угрозе ЧС, таких как лесные пожары, разливы рек и другие. До 2018 года точки оповещения должны появиться в 326 населенных пунктах, – отмечает Максим Чевтаев, начальник отдела обеспечения и развития систем оповещения, связи, информационных технологий Центра гражданской обороны Челябинской области. – Уже сегодня можно сказать, что данная система является крупнейшей на Урале. От того, насколько широко внедрена система, от количества точек оповещения в регионе напрямую зависит уровень информированности, скорость оперативного реагирования, а значит и безопасность жителей в случаях ЧС. Важно создать в регионе надежную комплексную систему оповещения, чтобы при нестандартных ситуациях южноуральцы в считанные минуты смогли получить четкие инструкции. Поэтому она строится с запасом технических возможностей. Так, в системе предусмотрено не только оповещение уличное оповещение с помощью рупоров и сирен, но и SMS-оповещения, перехват теле- и радиоэфира и автодозвон на стационарные телефоны».