Необычные уроки информатики прошли сегодня в одном из лицеев Челябинска. Вместо изучения алгоритмов и математической логики - живой диалог о безопасности в сети Интернет с исполняющим обязанности заместителя Министра информационных технологий и связи Челябинской области Василием Кокорюкиным и директором компании «ИТ Энигма» Данилой Шмаковым.

В Челябинске прошли уроки информационной безопасности в школах.

Безопасное поведение в сети Интернет стало главной темой четвертого этапа Всероссийской акции «Урок цифры», прошедшего с 14 по 24 мая во всех школах страны. Основная цель урока – объяснить школьникам, с какими угрозами они могут столкнуться в сети, какими могут быть последствия, а также обучить навыкам безопасного поведения в Интернете. Особый акцент сделан на поведении в социальных сетях и онлайн-общении с друзьями.

В своем обращении к лицеистам исполняющий обязанности заместителя Министра информационных технологий и связи Челябинской области Василий Кокорюкин привел данные «Лаборатории Касперского», федерального партнера проекта, о самых распространенных угрозах в Сети. Чаще всего школьники сталкиваются с материалами для взрослых (27%) или с кражей паролей и аккаунтов в соцсетях (23%). Обратная связь от лицеистов показала, что опасность реальна, с ней может столкнуться каждый, если пренебрегать «цифровой гигиеной» - использовать простые пароли, не задумываясь открывать ссылки в электронном письме и сообщениях в соцсетях, забывать выходить из своей учетной записи. Кроме того, важно следить за публикуемой информацией, особенно, когда речь идет об указании мобильного телефона, адреса проживания, сведений о близких людях в соцсетях.  Лицеистам было рекомендовано дома критически взглянуть на свои аккаунты.

Директор компании «ИТ Энигма» Данила Шмаков продолжил разговор с лицеистами на тему защиты информации. «Обычно слово защищать  применяется тогда, когда кому-то что-то угрожает. Например, мы защищаем ребенка,  потому что ему могут причинить вред внешние факторы. Тайне угрожают, что ее раскроют. Информацию защищают, потому что ей грозит опасность – ее могут исказить, изменить или уничтожить», - рассказал руководитель ИТ-компании. Он также добавил, что для защиты информации необходимо принимать организационные и технические меры. К первым относятся правила поведения в сети, ко второму – средства технической защиты, например, криптошифрование, антивирусные программы, межсетевые экраны и другое.

Информационная безопасность является одним из ключевых направлений национальной программы «Цифровая экономика». По словам  представителя ИТ-ведомства две из трех целей национальной программы так или иначе связаны с безопасностью. Это создание устойчивой и безопасной инфраструктуры высокоскоростной передачи данных и  использование преимущественно отечественного программного обеспечения органами власти.

«Информационная безопасность – это не только вопрос личной безопасности в сети Интернет. Защита информации, в том числе персональных данных граждан – это вопрос суверенитета страны», - подчеркнул в своем выступлении Василий Кокорюкин.

В ходе урока выяснилось, что практически все лицеисты используют зарубежную операционную систему Windows и лишь малая часть используют дома отечественные системы. Это ожидаемый ответ. В России зарубежная Windows на рынке занимает 87,79%, вместе с тем, как доля отечественных операционных систем составляет всего 1,93%.

«Урок цифры» стал продолжением всероссийской акции «Час кода», которая проводилась в стране с 2014 года. Организаторами мероприятия выступают Министерство просвещения РФ, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, АНО «Цифровая экономика», и ведущие российские технологические компании. На сегодняшний день количество участников проекта «Урок цифры» составляет более 13,6 млн. человек.