/ / Интервью

Телекоммуникационный рынок в 2023 году показал положительную динамику по сравнению с предыдущим годом. Во многом это было связано с ростом российской экономики, увеличением объёмов интернет-трафика и переходом на «подписочную схему» тарификации. О ключевых трендах отрасли, планах и вызовах рассказал директор Челябинского филиала Tele2 Кирилл Давыдов.

- Что в целом происходит с качеством и покрытием у Tele2 в Челябинской области?

- Мобильная сеть – это живой организм. И многие показатели зависят от самых разных аспектов: это и объёмы трафика, и миграция абонентов. Мы продолжаем уделять большое внимание покрытию: сегодня высокоскоростной интернет 4G и мобильная связь Tele2 доступны для 99,5% населения региона. Наша сеть работает не только в городах и местах сосредоточения пользовательского трафика.

Мы расширяем покрытие на автомобильных трассах, в местах отдыха на наших озёрах и в горах. Для нас очень важна удовлетворённость клиентов качеством услуг. Кроме того, мы следим за нагрузкой нашего оборудования, за ёмкостью сети.

В Челябинске в среднем в месяц с начала года передавались данные, достаточные для просмотра десятков миллионов фильмов в формате HD. Очевидно, что для качественной работы всех пользовательских сервисов, необходимо реализовывать технические проекты, увеличивать ёмкость. В этом году мы улучшили связь в шести районах Челябинска, в Магнитогорске, других населённых пунктах. Всего в 2023 году жители 67 отдаленных населенных пунктов впервые получили возможность пользоваться мобильной связью. Модернизация действующей сети затронула также семь аграрных районов области.

Директор Челябинского филиала Tele2 Кирилл Давыдов.

- Есть ли какие-то ограничения по инвестиционной программе строительства сети? Удаётся закупать новое оборудование?

- Тема оборудования достаточно чувствительная для отрасли, но её масштабы не стоит преувеличивать. Да, были разорваны цепочки поставок, ушли некоторые вендоры, встал вопрос поддержки уже работающего оборудования. Но все эти вопросы решаются. В последнее время появляется большое количество российских программных продуктов, которые можно эффективно использовать в сфере телекоммуникаций. Важно, чтобы связь в зоне покрытия оставалось качественной, и мы не допустим ее деградации или исчезновения.

- Как изменился спрос на услуги связи (голосовая связь, SMS, интернет) в 2023 году? Возможно, есть какие-то тренды по году в целом?

- Прежде всего, я могу отметить рост интернет-трафика примерно на 21%. Что важно, темпы этого роста не снижаются. Голосовой трафик стабилен, но в отдельных локациях периодически наблюдаем небольшое снижение. Это связано с уходом голосового трафика в мессенджеры и соцсети. И это естественный процесс. Ещё люди всё чаще выбирают пакетные предложения, когда к одному лицевому счёту привязаны услуги мобильной связи, домашнего интернета, телевидения и т.д. Такое решение призвано упростить жизнь клиентов и дать им новые возможности для работы, учебы, отдыха.

Кроме того, популярность приобретают экосистемы, когда операторы и участники рынка стараются предложить клиенту как можно больше различных сервисов. Абонент пользуется большим количеством сервисов от этой компании, растёт удовлетворённость качеством и разнообразием предложений и т.д. Клиент же получает единую точку доступа ко всем услугам, единый лицевой счёт и существенную экономию, потому что пакет стоит всегда дешевле, чем покупка каждого сервиса по отдельности.

Выбор в пользу конвергентных тарифов делают всё больше клиентов Tele2. Плата за услуги связи, домашний интернет списывается со счета автоматически, это позволяет избежать моментов, когда человек забыл оплатить услуги провайдера и остался без интернета. При этом в подарок к домашнему интернету клиенты Tele2 получают подписку на онлайн-кинотеатр Wink. В подписку включены почти 200 каналов и десятки тысяч фильмов и сериалов. А при первом подключении мы дарим клиенту 3 месяца бесплатного интернета. Удобное, выгодное и все более популярное предложение для абонентов.

Трафик продолжает уверенно расти.

- Как много людей используют сим-карты Tele2 для работы умных устройств?

- В долях от общей абонентской базы это не колоссальные цифры, но мы наблюдаем хорошую динамику. Это растущий сегмент и крайне перспективное направление. У нас есть специальная линейка тарифов, заточенная под конкретные задачи, например, «интернет для устройств». Пользователи дают высокую оценку этим тарифам, отмечают качество нашей сети. Сейчас, кстати, при подключении таких тарифов абонентская плата не изменится до конца 2025 года – мы заморозили цены на все тарифные линейки для наших клиентов.

- В течение этого года Tele2 активно продвигал свою подписку MiXX. Как много абонентов пользуется этим предложением? Какие сервисы привлекают наибольшее число пользователей? В каком направлении будет развиваться подписка?

- Конструктор подписок MiXX особенно полюбился челябинцам. Ее главное преимущество – возможность самостоятельно выбирать объём услуг от минимального пакета S до максимального количества сервисов. В конструктор включены подписка на популярные стриминговые сервисы. В том числе на Wink, Okko, Premier и VK Музыка, а также сервис электронных и аудиокниг Литрес. Чтобы MiXX не терял актуальности для абонентов, Tele2 регулярно анализирует интерес пользователей и пересматривает состав подписки, чтобы оставлять в ней только востребованные сервисы.

За год количество подключившихся к подписке MiXX увеличилось более чем в три раза, а самыми популярными сервисами у жителей Челябинской области стали: онлайн-кинотеатры, VK Музыка, Литрес, антивирус Kaspersky. Мы будем развивать подписку и наполнять её новыми интересными сервисами, поскольку видим большой потенциал. До 31 декабря можно подключить подписку MiXX бесплатно до конца года. Причем сделать это могут абоненты любого оператора. Это отличная возможность оценить сервис.

Популярность приобретает подписка на разлисные онлайн-сервисы и скидки от Tele2.

- Жители Челябинской области всё чаще интересуются новыми технологиями. В тренде искусственный интеллект и нейросети. Чем вы объясняете возросший интерес к подобным темам у жителей региона?

- Действительно, мы видим взрывной рост запросов к ресурсам, которые каким-то образом связаны с искусственным интеллектом, нейросетями. Наверное, уже каждый слышал про ChatGPT или пробовал работать с ним. Челябинская область попала в число регионов-лидеров, где нейросети используют больше всего. Думаю, что причиной этого стало желание пользователей «быть в теме», понимать, что такое искусственный интеллект, нейросеть, соответствовать современным трендам. Такой интерес можно только приветствовать. Ни для кого не секрет, что нейросети дают возможности реализовать то, что еще 10 лет назад казалось невозможным.

- Используются ли big data в аботе челябинского филиала Tele2? Планирует ли компания внедрять продукты, основанные на аналитике больших данных?

- Tele2 поддерживает интересы клиентов, ведущих «цифровой» образ жизни, поэтому мы активно используем технологии big data в своей работе. Так, техническим специалистам аналитика помогает отслеживать состояние сети в режиме реального времени. Аналитические системы позволяют быстро и чётко работать с большими массивами данных, включая хранилища, транспортные сети, биллинг и т.д.

Искусственный интеллект помогает нам создавать новые продукты. Мы разработали алгоритм для анализа пассажиропотока на дорогах России. Технология будет полезна при поиске нужной аудитории рекламы и при открытии новых торговых точек ритейла. Также мы пользуемся помощью искусственного интеллекта для подбора персональных предложений абонентам и в работе голосовых помощников.

Собственная торговая марка Tele2.

- Как вы можете охарактеризовать ситуацию на рынке корпоративных клиентов нашего региона? Какие услуги и сервисы пользуются спросом?

- Я бы отметил три составляющих, от которых зависит успех оператора на корпоративном рынке. Во-первых, это качество базовых услуг. Под этим я подразумеваю и покрытие, и ёмкость сети, и безаварийность и т.д. Во-вторых, это уровень сервиса. Важно, чтобы клиент не был брошен наедине с проблемой, чтобы он получил своевременную и профессиональную консультацию. В-третьих, это продукты, которые будут отвечать потребностям рынка. При этом на B2B-рынке всегда нужна адаптация и локализация под конкретного клиента. Не всем удаётся поддерживать все эти направления, а Tele2 удаётся.

Среди самых востребованных продуктов на B2B-рынке я бы отметил: корпоративную АТС, таргетированные рассылки, корпоративную мобильную связь с возможностью гибкой настройки. Кроме того, мы всегда готовы искать точечные решения под конкретные задачи заказчика.

- Что сегодня происходит с розницей Tele2? Перейдёт ли она полностью в дистанционный формат или офлайновые салоны останутся?

- Я не могу согласиться с прогнозами тех людей, которые говорят о скором исчезновении привычной розницы. Такие заключения давали ещё пять лет назад, но они до сих пор не сбылись. Другое дело, что необходимости в столь большом количестве точек обслуживания уже нет смысла.

Каждый год мы отмечаем миграцию сервисного трафика из офлайновых салонов в онлайн, но трафик в торговых точках всё ещё значительный. За 2023 год в Челябинской области число салонов Tele2 снизилось крайне незначительно. Схожая ситуация наблюдается у всех без исключения операторов связи. Можно вспомнить и банки, часть которых изначально открывала бесконечно большое число отделений, а другая ориентировалась исключительно на онлайн, без офисов. В итоге и те, и другие перешли на схему работы с небольшим числом физических офисов. Думаю, что мы в конечном счёте придём к аналогичному формату. Этот процесс уже происходит.

Розничный салон Tele2.

- Каковы ваши прогнозы на новый 2024 год? С какими вызовами придётся столкнуться отрасли, и как в Tele2 планируют их решать?

- Главные вызовы всех крупных телеком-компаний в 2024 году будут связаны с развитием новых технологий и кибермошенничеством. Нейросети и искусственный интеллект также все активнее применятся в работе рынка телекоммуникаций.

Сыграет и главный тренд – развитие экосистем, эта ниша станет еще более конкурентной. Телеком-компании будут бороться за внимание клиентов и с крупными игроками других отраслей, например, с банками.

В 2024 году продолжит развиваться big data, и от того, как ее будут использовать телеком-компании, зависит их успех на рынке. У Tele2 есть собственная big data, позволяющая оценивать потребности клиентов и отслеживать их интересы. И на основе больших данных мы уже создаем продукты, которые, уверен, будут только совершенствоваться.