В этом году оператор мобильной Tele2 отмечает 5-летие запуска своего бренда на территории большинства уральских регионов. За этот период компания отстроила свою инфраструктуру практически с нуля и заняла значимую долю рынка. Однако весной 2020 года в планы оператора вмешался коронавирус. За период с начала пандемии потребление интернет-трафика выросло более чем на 20% и продолжает расти опережающими темпами. О результатах работы с начала года, основных трендах и прогнозах на будущее в рамках онлайн-конференции рассказали генеральный директор Tele2 Сергей Эмдин и директор макрорегиона «Урал» Андрей Курданов.
Пандемия и вынужденная самоизоляция населения значительным образом сказалась на экономике всего мира. И Россия в этом контексте не стала исключением. Происходит падение ВВП, оборота розничной торговли, увеличение безработицы.
Геоаналитические сервисы Tele2 показывают, что в период самоизоляции абоненты активно уезжали из Москвы и других крупных городов в регионы и небольшие населённые пункты. При этом большая их часть не вернулась в столицу до сих пор. Люди продолжают работать дистанционно. В то же самое время миграция жителей северных регионов Урала в 2020 году не такая высокая, как это обычно бывает в летние месяцы. Большая часть предпочла просто уехать за город или в соседние регионы. Небольшая часть отправилась на курорты юга России.
В июле, по данным геоаналитики Tele2, в крупных городах посещаемость торговых центров достигла 75% от докарантинных значений. Совокупная выручка сервисов доставки еды, таких как Яндекс.Еда и Delivery Club увеличилась в три раза – до 1,6 млрд рублей во втором квартале 2020 года. Одновременно с этим выручка традиционного продуктового ритейла год к году составила 75%. В июле наметился рост оборота музеев, 70% которых уже продают билеты. При этом продажи билетных касс, гостиниц и туристических услуг подбираются к 60-80% от показателей 2019 года.
На себе влияние коронавируса ощутили и в Tele2. В конце марта и начале апреля 2020 года был зафиксирован аномальный рост трафика – в среднем на 25%. В мае рост слегка замедлился, а в июне и июле увеличение объёмов трафика снова стало расти опережающими темпами.
«При заметном росте интернет-трафика увеличения выручки операторов не произошло, поскольку абоненты стали выбирать больше трафика в рамках своих пакетов, при этом экономя и отказываясь от вторых и третьих SIM-карт. Изменилась и сама модель потребления трафика, прежде всего в разрезе геопозиционирования, что привело к необходимости вкладывать значительные средства в расширение и умощнение сети», - отмечает Сергей Эмдин.
Кроме того, полностью выпали доходы от международного роуминга, произошло временное снижение трафика в салоны связи операторов, а часть салонов была просто закрыта. При этом, несмотря на снижение доходов, у Tele2 значительно выросли расходы на строительство инфраструктуры сотовой сети.
«Наши докризисные прогнозы по капительным затратам остаются в силе, мы не можем экономить на качестве сети, так как клиенты за время карантина привыкли к дистанционным сервисам, изменили своё потребительское поведение, и сейчас мы не видим снижения дата-трафика после ослабления карантина», - подчёркивает Сергей Эмдин.
Чтобы минимизировать влияние кризиса на экономику компании, Tele2 перестроила бизнес-процессы во всех направлениях деятельности, сделала фокус на развитии цифровых каналов продаж и запуске новых сервисов, актуальных во время самоизоляции. Помимо этого, компания ищет способы сокращения операционных расходов. Так, оператор планирует оптимизировать работу совместной с «Ростелекомом» розничной сети. В компании признают, что нынешний формат ритейла избыточен. В планах оператора закрыть минимум 10% неэффективных торговых точек и превращать офлайн-розницу в точки демонстрации новых технологий.
«Сложившаяся ситуация позволила нам существенно ускорить сроки вывода новых продуктов на рынок, если раньше запуск растягивался на несколько месяцев, то сейчас он составляет всего пару недель. А некоторые услуги в период карантина мы запускали в течение нескольких дней», — говорит Андрей Курданов.
По его словам, залог успешного прохождения нагрузки заключается в ковровом покрытии уральских регионов сетью 4G. Так, в настоящее время в зоне уверенного приема LTE проживает в среднем более 90% населения. А в Челябинской области этот показатель доходит до 98%.
С начала 2020 года на Урале было модернизировано более 50% существующих базовых станций, что позволило увеличить объёмы пропуска дата-трафика. Количество базовых станций 4G за период было увеличено на 10%.
«Около 84% новых абонентов в нашей сети на Урале являются активными пользователями интернета. 87% новых абонентов пользуются смартфонами. Всё это говорит, что нам необходимо и дальше строить сети, увеличивать их ёмкость, - приводит данные Андрей Курданов. – Мы также видим перераспределение трафика внутри уральских регионов и работаем над модернизацией сетей в тех локациях, куда абоненты переезжают. Мы смогли снять все перегрузки, который у нас возникали».
По мнению Сергея Эмдина, пандемия и вынужденная самоизоляция населения стремительно ускорила развитие цифровых сервисов: «Мы прогнозировали такой активный цифровой образ жизни населения лишь через 2-3 года, однако наблюдаем его уже сейчас. Большая часть населения, которая не использовала цифровые сервисы, попробовала их и поняла, что это просто, удобно, экономит время и деньги. Очевидно, что многие из этих привычек останутся и после пандемии. Мы видим структурные изменения в продвижении этого цифрового мира в повседневную жизнь человека».
В то же самое время в Tele2 не согласны с тезисом о том, что телеком-отрасль оказалась в привилегированном положении в ситуации пандемии. В компании считают, что телекоммуникационное направление, как и другие сферы экономики, столкнулось с серьезными трудностями.
«В краткосрочной перспективе телеком-отрасль проиграла однозначно. Сейчас мы несём дополнительную финансовую нагрузку в связи с расходами на расширение сетей по всё новые и новые объёмы трафика при снижении новых продаж. Наша выручка не растёт стремительно, а инфраструктура требует усиления мощности особенно в тех локациях, где резко вырос трафик. Сейчас важно не допустить снижения пропускной способности сетей. Спасибо нашим сотрудникам, что всё у нас работает без сбоев, - говорит Сергей Эмдин. - Но в долгосрочной перспективе благодаря происходящему сейчас глобальному сдвигу в модели поведения пользователей мобильной связи телеком должен получить преимущества».
Операторы связи - это не только поставщики телекоммуникационных услуг, но и эксклюзивные драйверы развития высокотехнологичных проектов, считают в Tele2. С их помощью можно улучшать качество жизни горожан и развивать цифровую экономику, включая проекты в области интернета вещей, умного города, больших данных и т.д.
«Плюс цифровых технологий в том, что при наличии инфраструктуры можно иметь то же качество жизни вне зависимости от того, являешься ты жителем Москвы, Тюмени, Екатеринбурга или Челябинска. Люди компенсируют физическую удаленность от центра страны использованием цифровых каналов. В этом и есть преимущество цифровых технологий. Наша миссия состоит в том, чтобы создать новую инфраструктуру, дать новые возможности, которые потом будут реализованы. Для России, где пока нет станций 5G, как в ряде стран, технологическое окно возможностей пока не закрылось, но время упускать нельзя», - считает Сергей Эмдин.
По его словам, нет сомнений в том, что за технологией 5G будущее и рано или поздно она станет базовой.
«Безусловно, 5G — одна из инфраструктурых основ цифровой экономики, которая позволит провести обновление промышленной базы, совершить рывок в развитии других отраслей. Дальнейшее развитие телеком-отрасли России также определяет решение вопроса с частотами для строительства сетей 5G», — добавляет он.
Приоритетный диапазон для коммерческого запуска 5G, который признан большинством стран мира, — 3,4-3,8 ГГц. В России для сотовых операторов этот диапазон пока недоступен, считает Сергей Эмдин. Именно отсутствие этих частот - главное препятствие для массового запуска сетей 5G в России. Тем не менее, пока разговоры о сетях пятого поколения больше пиар, поскольку пока эта технология не даёт новых сервисов, которые бы принципиально изменили жизнь. Как только появятся такие сервисы, технология станет крайне популярной и востребованной.