/ / Умный дом

Долгое время операторы и провайдеры цифровых сервисов для умных домов активно продвигали свои услуги конечным пользователям – собственникам и арендаторам. Но значительного роста продаж это не давало. В итоге игроки переориентировались на застройщиков и инженерных интеграторов, которые занимаются оснащением домов умными системами ещё до передачи ключей собственникам. Такие комплексные решения показали на Международной выставке-форуме 100+ TechnoBuild, стартовавшей сегодня в Екатеринбурге.

Умные технологии для дома: провайдеры переключились на застройщиков/

Все основные решения представлены на стенде «Ростелекома» под единым брендом «Ростелеком Ключ». Это многофункциональная платформа для управления и контроля дома и придомовой территории. В его состав входят умный домофон, комплексное видеонаблюдение, умные счётчики, датчики и управление шлагбаумом. Именно такие системы и предлагается устанавливать застройщикам во всех новых домах вне зависимости от этажности и класса.

Видеонаблюдение

Система видеонаблюдения предоставляет собой круглосуточное наблюдение за территорией двора, подъездов и парковочных мест. Онлайн-трансляцию и архивные записи с камер можно смотреть в приложении.

Пример использования: Жители многоквартирного дома регулярно сталкиваются с незаконной парковкой автомобилей на детской площадке. Камеры системы видеонаблюдения фиксируют нарушителей, позволяя жильцам оперативно обращаться в полицию или управляющую компанию для принятия мер.

Видеонаблюдение и распознавание лиц.

Умный домофон

Умные домофоны позволяют удаленно открывать двери подъезда жителям, гостям и службам доставки посредством мобильного приложения. Систему можно использовать для доступа на паркинг, в колясочную, кладовые и прочие помещения. На стенде «Ростелекома» представлены умные домофоны отечественных разработчиков из Красноярского края, Челябинской и Московской области, а также модели китайских вендоров.

Пример использования: Почтальону больше не приходится звонить каждому владельцу квартиры отдельно, чтобы вручить заказное письмо. Он легко получает временный код доступа прямо в приложении, доставляя почту быстро и удобно. Аналогичную схему работы можно распространить на доставку и сотрудников специальных служб. При этом каждый вход человека фиксируется в системе.

Несколько моделей российских домофонных панелей.

Умный шлагбаум

Помимо контроля доступа людей система может быть настроена и на контроль автотранспорта. Въезд на территорию управляется с помощью мобильного приложения. Пользователи в этом случае могут открывать шлагбаум для себя или гостей кнопкой и временным кодом. В качестве опции есть возможность настроить шлагбаум на автоматическое открывание при помощи считывания номера машины.

Интеллектуальные счётчики воды и электроэнергии

Автоматически передают показания приборов учёта ресурсов управляющей компании, исключая необходимость ручного снятия показаний.

Пример использования: Ежемесячно жители тратили много времени на передачу показаний коммунальных услуг вручную. После внедрения интеллектуальных счётчиков передача данных стала автоматической, снизив нагрузку на жителей и повысив точность начислений.

Умные счётчики, датчики и панели.

Сервис онлайн-заявок и уведомлений

Обеспечивает взаимодействие жильцов с управляющей компанией и сервисными службами через мобильное приложение или веб-интерфейс.

Пример использования: В квартире обнаружилась неисправность трубопровода. Жильцы немедленно создают заявку через приложение, специалисты мгновенно получают уведомление и приезжают для устранения проблемы быстрее обычного срока реагирования.

Цифровая диспетчерская служба

Централизованная система обработки заявок и обращений жильцов круглосуточно доступна специалистам управления домом.

Пример использования: Во дворе произошло затопление подвала из-за прорыва трубы. Диспетчерская служба получила сигнал сразу же, вызвала аварийную службу и организовала устранение аварии, минимизировав ущерб для имущества собственников квартир.

Умный датчик, работающий по протоколу ZigBee 3.0.

Платформа контроля состояния общедомового оборудования

Мониторинг состояние инженерных коммуникаций и своевременно предупреждает о возможных авариях. Примером работы такой системы может быть фиксация резкого снижения давления в водопроводной сети. Специалисты в этом случае получают предупреждение заранее и могут устранить проблему до возникновения масштабных последствий, предотвратив возможные протечки и убытки жильцов.

Приложение для голосовых сообщений и объявлений

Осуществляет доставку важной информации для всех жильцов путем отправки push-уведомлений или SMS. С её помощью управляющая компания может срочно отправить сообщение о плановом отключении горячей воды на два часа.

Среди решений — новая система информирования населения, которая позволяет оповещать жителей через домофоны и/или трубки в квартирах. Одновременно с подачей сигнала в случае чрезвычайной ситуации она также способна разблокировать двери подъезда. «Ростелеком» представил систему информирования этим летом. В настоящее время она тестируется в 11 регионах страны.

По словам Александра Бойкини, директора по работе с массовым сегментом региона «Восток» компании «Ростелеком» новый сервис является ответом на внешние вызовы, которые появились в последнее время. Он даёт массовость и оперативность в случае самых разных обстоятельств. Региональные министерства чрезвычайных ситуаций оценили работу нашего сервиса крайне позитивно. Например, он позволяет максимально оперативно провести эвакуацию из многоэтажного дома. Все прекрасно понимают, что в случае пожара любая даже секундная задержка очень критична. Каждая секунда дорога, поэтому фактически данный сервис не просто проинформировать, но и вовремя открыть все двери, снять все ограничения по доступу, он как раз решает эту задачу.

Александр Бойкиня, директор по работе с массовым сегментом региона «Восток» компании «Ростелеком».

Умная парковка

С 2025 года клиентам платформы стал доступен сервис «Свободная парковка», благодаря которому можно точно определить, где на парковке поблизости есть свободное место на автомобиля.  Это особенно актуально для крупных жилых комплексов, где число машин существенно превышает количество мест на парковке. Автовладельцу в этом случае не нужно самому искать место, наворачивая круги по двору. Это экономит время и бережёт нервы.

Как отмечает Дмитрий Лукошков, директор Екатеринбургского филиала компании «Ростелеком», благодаря тому, что большинство домохозяйств Свердловской области подключены к оптическим сетям «Ростелекома», интегрированные умные сервисы могут работать стабильно. В регионе уже более 30 тыс. домохозяйств пользуются сервисами платформы «Ростелеком Ключ», в том числе 1,2 тыс. семей используют интеллектуальные домофоны и 12 тыс. подключили комплексное видеонаблюдение.