SMS-спамеры на Урале активизировались с невиданной силой. Чаще всего в массовых SMS рассылках содержится информация о розничных магазинах, такси и транспортных компаний. Причем большая часть таких сообщений приходит в самое неподходящее время и не по одному разу в день. Как можно бороться с этой напастью? Кто должен нести ответственность за испорченное настроение? Ответы на эти и другие вопросы искал корреспондент нашего портала.
В половине первого ночи 24-летнюю Ольгу Ерёменко разбудил сигнал мобильного телефона. Пришло SMS-сообщение от абонента 218-00-00 с текстом: «ТАКСИ В ЧЕЛЯБИНСКЕ ОТ 50 РУБЛЕЙ 218-00-00». Хотя девушка предложение проигнорировала, сон был перебит.
Через неделю, в воскресенье вечером, пришло еще одно сообщение странного содержания от абонента «Gazel»: «Грузоперевозки: Газель 200р/ч ЗИЛ Самопогрузчик Кран Камаз 232-87-79». После этого Ольга обратилась в call-центр своего оператора, чтобы выяснить, что происходит с ее сообщениями. В справочной сказали, что Ольга, по-видимому, сама оставила свой номер телефона в анкете в торговом центре или в интернете. Оператор в этом случае ничем помочь не может. Тем не менее, девушка хорошо помнила, что свой номер телефона никому не давала.
Через день Ольга уже днем, во время своего обеда, получила еще одно «волшебное» SMS, теперь от абонента +79122347058. «ЗАКАЗ ТАКСИ В г. ЧЕЛЯБИНСКЕ +73517377777. ЗАКАЗ ПО СМС +79227377777». Она была в ярости.
Похожие рассылки девушка стала получать регулярно - и днем и ночью. Со своей проблемой она обратилась в нашу редакцию. «Два-три раз в неделю точно, - говорит Ольга Ерёменко. - У меня просто нет слов, как от этого избавится».
Назойливые рекламные сообщения, приходящие на мобильный телефон, не дают жить не только ей, но и значительной части абонентов сотовых операторов. Наличие проблемы с незаконными SMS признают и операторы.
- Почти каждый человек на сегодняшний день имеет мобильный телефон, а значит, является абонентом оператора сотовой связи. Есть компании, которые используют этот канал для рекламы своих продуктов, услуг или проектов. Компания TELE2 оповещает своих абонентов, только о проведении собственных акций, которые могут быть интересны горожанам. Все остальные рассылки проводятся незаконно либо физическими лицами, либо сторонними организациями по базе абонентов разных операторов. При получении спамерской SMS человеку необходимо обратиться в правоохранительные органы, - комментирует Андрей Ляпин, региональный управляющий директор компании «TELE2-Челябинск».
Малый и средний бизнес считает спам наиболее эффективным инструментом увеличения продаж. Об этом нам рассказали сами предприниматели в ходе поиска организаторов SMS-рассылок. Абоненты сотовой связи сегодня становятся для спамеров даже более привлекательной аудиторией, чем пользователи интернета.
- У нас не так много денег на рекламу и продвижения. В этой связи рассылки нам очень сильно помогают. Это относительно недорогой способ увеличить клиентскую базу или оповестить о специальных акциях. Всего 10 копеек за контакт. Вместе с этим нам бы не хотелось причинять какой-то вред самим абонентам. Мы просто заказываем рассылку по количеству контакту специальным людям и все. Кому и как они это делают, мы не знаем, - отмечает представитель компании-такси, от которой нашей героине приходили SMS. Тем не менее, свое имя называть он отказался и пообещал, что больше его компания прибегать к спамерским массовым рассылкам не будет.
Масштабы телефонного спама в России пока никто не подсчитывал, но, по данным британской телекоммуникационной компании Mobile Data Association, количество SMS в мире составляет более 100 млрд. в день, и четверть из них приходится именно на спам.
Что самое интересное, интернет просто кишит предложениями об организации массовых спамерских рассылок. По запросу «SMS-рассылка» в поисковиках открываются сотни рекламных сообщений! Нам удалось разыскать одно человека, который занимается подобными рассылками.
- Несмотря на то, что за два года моей работы на рынке конкурентов стало значительно больше, недостатка в заказчиках я не испытываю. Клиентов хватает всем, - рассказывает Alex_Swift, занимающийся организацией рассылок по SMS.
Еще Alex_Swift рассказал, что для рекламных рассылок вовсе не обязательно «засвечивать» свой номер в интернете или в анкетах больших магазинов. В большинстве случаев достаточно знать пятизначный префикс того или иного оператора в конкретном регионе. Вся эта информация есть в открытом доступе. Остальные пять цифр подставляет специальная программа обычным прямым перебором. После этого можно организовывать рассылку.
- Многие люди беспечно оставляют свои контактные данные и иную личную информацию, заполняя разные анкеты, регистрационные формы и другие подобные документы в магазинах, на выставках, конференциях. Таким образом, телефонные номера легко могут попасть в базы рекламных рассылок, - говорит Дарья Вольхина, специалист по связям с общественностью компании МТС на Урале. - Необходимо помнить, что, оставляя информацию о себе, не требуя гарантий защиты личной информации, абонент самостоятельно открывает к своим данным доступ мошенникам и недобросовестным организациям. Абонентам, не желающим получать рекламные sms-рассылки, следует более тщательно оберегать свои персональные данные, не оставлять свои номера в магазинах, клубах и других заведениях, которые не гарантируют сохранения конфиденциальной информации о клиентах. Кроме того, бывает, что sms-рассылки организуются с помощью специальных компьютерных программ, набирающих случайные комбинации чисел. Что касается операторов связи, личные данные абонентов в МТС являются строго конфиденциальной информацией и утечка их из компании полностью исключена.
Между тем организация массовой SMS-рассылки абонентам, которые не давали своего согласия на получение рекламных сообщений, нарушает российское законодательство.
- Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Об этом говорится в ч. 1 ст. 18 федерального закона «О рекламе». За нарушение этого положения рекламораспространитель несет ответственность, предусмотренную статьей 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе», - говорит доцент кафедры конституционного и административного права ЮУрГУ Алексей Минбалеев.
Основным государственным органом, который следит за исполнением законодательства в этой сфере, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Однако ФАС не имеет полномочий для проведения оперативно-розыскных мероприятий по установлению лиц, ответственных за спам. А уполномоченные на это органы не могут их проводить в связи с отсутствием в российском административном и уголовном законодательстве прямой ответственности за рассылку спама. Поэтому, несмотря на периодические публикации материалов о привлечении нарушителей к ответственности, в настоящее время данная законодательная норма работает с перебоями.
Тем не менее, в случае получения на свой мобильный телефон спамерского SMS-сообщения, следует обращаться с жалобой в региональные управления ФАС. Вот ссылки на официальный сайты этого ведомства по Свердловской и Челябинской области.
Кроме заказчиков и исполнителей массовых рассылок в этой цепочке фигурируют еще и операторы сотовой связи. Многие абоненты, считают последних виновными за все, что происходит с SMS-спамом.
- С некоторых пор мне тоже стали приходить смс-сообщения рекламного характера. Причем в теле самого сообщения указана какая-то текстовая информация. То есть мне, как частному лицу невозможно определить непосредственно номер, с которого идет вредоносная рассылка. Детализация не помогает. А мой оператор связи сотрудничать отказывается, ссылаясь на «техническую невозможность», - признается Евгений, пользователь нашего портала. – Однако, я сам немного разбираюсь в телекоме и знаю, что мне откровенно врут. Ведь ни один оператор не пропустит входящую SMS с чужой сети, если там, в качестве «source» стоит не номер этой сети. Таким образом, оператор прикрывает спамеров. Оно и понятно, ведь спамеры платят деньги оператору. Значит и оператор нарушает закон.
Между тем, операторы связи всячески открещиваются от таких обвинений.
- Нужно различать два понятия – рекламная рассылка и спам. Со спамом мы активно боремся и не допускаем его появления. Для защиты наших абонентов от спама установлены самые современные спам-фильтры, мы регулярно инвестируем средства в их обновление, - подчеркивает директор челябинского филиала компании «Вымпелком» (бренд «Билайн») Вадим Макаров. - Другое дело – рекламная рассылка. В настоящее время «Билайн» не занимается рассылкой SMS-сообщений рекламного характера. Однако рекламную рассылку своими силами могут осуществлять сторонние организации, делается это без ведома оператора. Большинство абонентов общаются по мобильному телефону не только с частными лицами, но и с компаниями, к примеру, из сферы услуг. Мы заказываем такси, билеты в кино, доставку еды… Таким образом у этих компаний формируется база номеров собственных клиентов. В случае, если подобная рекламная рассылка производится без согласия абонента, стоит обращаться в правоохранительные органы, так как это не зона ответственности оператора связи.
- Со своей стороны МТС также реализует комплекс мер по борьбе со спамом. В первую очередь, ведем разъяснительную работу с абонентами, призываем их быть более бдительными и не оставлять номер своего телефона без гарантии сохранения конфиденциальности.У нас есть инструменты, которые позволяют отслеживать незаконные рассылки в нашей сети, - отмечают в МТС. - В частности, в 2009 году МТС внедрила специализированную систему защиты для противодействия мошенничеству - это система контроля и блокировки SMS-спама на международных направлениях (SMS-спам на международных направлениях - наиболее чувствительный вид SMS-спама и для компании, и для абонентов). В планах - расширение географии действия системы на всю территорию присутствия МТС.
В заключение нашей публикации мы дадим несколько советов абонентам сотовых операторов, которые помогут свести к минимуму нежелательные SMS-сообщения:
1. Не передавайте номер телефона всем, кому придется. Это в первую очередь касается контактной информации в социальных сетях, блогах, ICQ, Skype и т.п.
2. Будьте внимательны, когда для регистрации в той или иной интернет-системе вы указываете номер своего телефона, например, файлообменнике или при заказе такси. Большая часть номеров попадает в базы массовой рассылки именно таким образом.
3. Внимательно изучайте анкеты, в которых вы оставляете свой контактный телефон. В случае, если вы не хотите получать рекламные сообщения, отметьте это соответствующим образом или вообще не указывайте номер телефона.
4. В случае получения нежелательного рекламного SMS-сообщения (в случае, если вы на рассылку не подписывались) следует обращаться в правоохранительные органы и в управление Федеральной антимонопольной службы с жалобой.