МегаФон по примеру конкурентов стремится расширить свое присутствие на рынке ШПД, платного ТВ и фиксированной телефонии. Для этого оператор расширяет качество и протяженность магистральных сетей, покупает крупных игроков этого рынка. О технических аспектах развития сети МегаФона, внедрении новых конвергентных услуг и эволюции 3G нам рассказал Антон Щербаков, технический директор уральского филиала компании «МегаФон».

- Как организована магистральная сеть «МегаФона»? Каким образом она управляется?

- Магистральная сеть «МегаФона» в настоящее время вторая по величине после «Ростелекома». Ее протяженность 110 тыс. км. При этом стоит учитывать, что сеть волоконно-оптических линий делится на три основных сегмента: «магистральные», «зоновые» и местные линии связи до клиентов или базовых станций. Так как наша сеть пронизывает всю страну, то ею нужно управлять централизованно. Для этой цели у нас есть служба межрегиональной магистральной транспортной сети (ММТС), которая находится в Самаре. Исторически еще со времен Великой Отечественной войны в этот город были перенесены все узлы связи. Здесь у многих операторов сосредоточено управление магистральными сетями.

В нашей компании на базе поволжского филиала в свое время был создан центр компетенций по магистральным линиям связи. Далее это подразделение переросло в службу ММТС. На сотрудников службы возложены задачи по мониторингу состояния и работы сети, включению каналов. У нас же в филиалах на площадках стоят мультиплексоры, на которые мы подаем питание и поддерживаем работу других систем жизнеобеспечения. Управление, включение магистральных и зоновых каналов, осуществляется централизованно по заявке в ММТС. Включение «последней мили» уже непосредственно до клиента осуществляется специалистами Уральского филиала, последующие обслуживание данного клиентского включения так же осуществляют специалисты уральского филиала.

Фасад комплекса ЦОД компании МегаФон в Самаре.

ЦОД компании МегаФон имеет самыю совершенную систему безопасности в России.

Если сравнивать технические показатели доступности сети, то существуют различные методики оценки. Например, многие традиционные операторы считают показатель по количеству отказов, скорости реакции на аварию восстановительных бригад и т.п. Грубо говоря, надежность линии определяется временем, которое потребуется на восстановление, работоспособности кабеля поврежденного, например, во время земляных работ. Скорость восстановления после аварии и защищенности магистральной сети от физического разрушения. Это, безусловно, важно, но ориентир в нашей компании – абонент, а критерий оценки – удовлетворенность клиента работой линии связи. Наша задача – обеспечение доступности услуги 99,9% времени и это достигается за счет резервирования линий связи, т.е. неважно авария у нас на каком-то участке сети или нет. Клиент этого не должен замечать, его канал просто перестраивается в автоматическом режиме на резервный.

- Каковы планы относительно развития общероссийской сети у «МегаФона» на ближайшее время?

- Учитывая те планы, которые стоят перед нами инвестиции, в 2011 году, наша магистральная сеть выйдет на первое место по протяженности в России. Фактически сеть «МегаФона» к концу этого года вырастет еще на несколько десятков тыс. км. Это будут проекты, связанные как с продолжением развития магистральной сети на Дальний Восток, в направлении Южного федеральный округа и переходы за границу, так и локальные проекты по городам УрФО.

- Хотелось бы перейти к теме объединения МегаФона и «Синтерры». В каких регионах Урала МегаФону удалось расширить свое присутствие за счет сетей «Синтерры»?

- Полномасштабные подразделения с серьезными сетями у «Синтерры-Урал» были в Челябинске и Екатеринбурге, менее разветвленная сеть в Перми, Тюмени, Сургуте. В остальных регионах Урала будем и далее развивать наши сети.

- О преимуществах сделки по покупке «Синтерры» говорилось многое. А что получилось в реальности? Какие новые услуги, возможности появились у МегаФона в связи с присоединением этой компании?

- У нас появился первый конвергентный продукт, который называется «МегаДом», в рамках которого мы продаем все наши услуги, начиная от сотовой связи и заканчивая IP. Данный проект реализуется в формате пилотного проекта в Екатеринбурге поскольку спрос на такие услуги здесь стабильно высок. Что касается клиентской части, то «Синтерра-Урал» работала в большинстве своем с корпоративным сектором по фиксировонному ШПД и телефонии. При объединении мы смогли предложить этим клиентам услуги мобильной связи. Пакетное решение позволило сделать наши услуги более привлекательными по цене. Аналогичные изменения произошли и для мобильных абонентов, им предложены новые услуги на базе «Синтерры-Урал»: прежде всего ШПД в Интернет и фиксированная телефония.

- А почему МегаФон так неохотно рассказывает о своих конвергентных проектах? МТС и «Билайн» после объединения с «Комстаром» и «Голденом» сразу же «завалили» СМИ и своих клиентов подробной информацией о новых услугах и сервисах. Было очень много рекламы и PR-мероприятий.

- Вы знаете, наше отличие от многих компаний в том, что пока мы не можем предложить качественный продукт, мы не начинаем о нем говорить. МегаФон и с сетью третьего поколения выходил не первым, что не помешало нам в подавляющем количестве наших регионов всего за год стать технологическим лидером, опережая конкурентов и по территории покрытия и по качеству предоставляемых услуг сети третьего поколения. И только после этого мы начали заявлять о себе как об операторе «третьего поколения». Мы понимаем, что предоставить клиенту «сырой продукт», значит потерять его. Когда мы говорим о предоставлении универсальной услуги, то нужно понимать, что должны быть решены вопросы единого счета, полного перечня предоставляемых услуг и т.д., и только после этого продукт широко анонсировать на рынке.

- Будет ли расширяться география предоставления конвергентных услуг?

- К концу 2011 года все услуги, предоставляемые в Челябинске и Екатеринбурге, будут доступны во всех административных центрах Уральского федерального округа. У нас существует более расширенная программа, которая охватывает города второго уровня. Но пока о таких планах мы говорим осторожно. Дело в том, что у «Синтерры-Урал» в небольших городах не было инфраструктуры, а без нее предоставление услуг должного качества невозможно.

- Что в настоящее время мешает получению настоящего интернет безлимита для мобильных пользователей? Техника или экономика?

- Вы знаете, с точки зрения техники ограничения обусловлены пока ресурсами самого стандарта, возможность которого ограничены скоростью до 21 Мбит/с. Помимо этого, есть вопросы, которые лежат в коммерческой плоскости. В первую очередь, это отсутствие достаточного рынка устройств позволяющего потреблять в 3G сети услугу с такой скоростью. Мы постоянно ищем и предлагаем клиентам оптимальные решения. В крупных городах люди в некоторой степени избалованы, здесь есть и проводной, и мобильный Интернет, но в остальных населенных пунктах другая ситуация.

Мы сейчас готовы предложить жителям небольших городов и поселков скорость 1-2 Мбит/с. Самая важная задача мобильной сети состоит в том, чтобы предоставить услугу с достаточным качеством, чтобы вы, например, могли почитать почту или новости, получить доступ к каким-либо сервисам в Интернете. Передача больших объемов данных, в большей степени, ложится на фиксированную сеть, которой МегаФон после объединения с «Синтеррой-Урал» также будет обладать. Здесь мы вплотную подошли к ответу на вопрос: почему МегаФон становится универсальным оператором связи? Ответ заложен в нашей стратегии, просто потому что мы хотим предоставить абонентам все услуги в едином счете от одной компании – и мобильный ШПД для скачивания небольших объемов информации, и проводной – для загрузки видео-контента, и голосовой трафик - для общения по мобильному и стационарному телефону.

- В настоящее время обсуждаются различные варианты развертывания в России сетей 4G стандарта LTE. В том числе единая сеть под управлением компании «Скартел», где остальные компании являются субоператорами или субпровайдерами. Как вы относитесь к этой инициативе?

- По-моему мнению, вопрос с сетью четвертого поколения несколько глубже, чем соглашение со «Скартелом» и сотовыми операторами. Дело в том, что для обеспечения высокой скорости передачи данных в стандарте LTE нужна сплошная полоса, а не разбитая на множество малых каналов, как у нас сейчас в GSM. В России такого постоянного сплошного частотного спектра нет ни в нижнем, ни в верхнем диапазоне. Cоглашение со «Скартелом» позволит операторам попробовать LTE. По сути, это эксперимент. У нас, к примеру, уже есть тестовая площадка в Сочи, где мы накапливаем свой собственный опыт.

А пока мы будем пробовать, появится, так называемый- LTE-Advanced. Особенность LTE-Advanced заключается в том, что он даже на «кусках» спектра позволяет обеспечивать те же скорости, что и LTE. Ту же скорость мы сможем «собирать» на ограниченном ресурсе. Такой подход для России будет более применим и экономически оправдан. На сегодняшний день мы продолжаем развивать сети 3G, тем более, что их ресурс еще далеко не исчерпан.

- А транспортные сети МегаФона готовы к запуску сетей 4G?

- С точки зрения физики наши транспортные сети сродни трубе, на которой стоят запорные краны в виде оконечного оборудования. В настоящий момент у нас установлен мультиплексор магистрального уровня DWDM. Это дает нам скорость пропуска трафика со скоростями 0,5 Тб/с. Мы активно модернизируем оборудование и к пропуску пикового трафика по сети 3G мы точно готовы.

- Антон Александрович, вы говорили о том, что 3G еще не достиг своего потолка. А какой тогда потолок у 3G?

- Скорость 21 Мбит/с уже есть в терминальном оборудовании. Есть 86 Мбит/с – такую скорость показывали на последних европейских выставках в начале этого года. Это то, что работает в лабораторных условиях. Но здесь стоит понимать, что есть реальные условия и, к примеру, 7,2 Мбит/с, которые у нас уже есть – это один абонент на одну базовую станцию. Это идеальные условия. Увы, сеть имеет ограниченный ресурс и, чем больше абонентов одновременно скачивают из интернета данные, тем меньше у них будет скорость, здесь в действие вступает механизм управления приоритетами скорость это товар – и чем качественней, имею ввиду больше скорость, тем соответственно дороже. Кроме того, с увеличением скорости, уменьшается радиус действия одной соты. В настоящий момент задача МегаФона обеспечить среднюю скорость в 2011 году на абонента – 2 Мбит/с. Мы стремимся к тому, чтобы она была гарантированной, и, поверьте, это более чем спортивная задача.

- А как будет расширяться зона 3G на Урале?

- Первый этап построения сети был связан с обеспечением покрытия в крупных городах и районных центрах. Второй этап связан с тем, что мы обеспечиваем качественное покрытие внутри заданий (indoor-покрытие), оптимизируем работу оборудования, улучшаем качество сети в городах, устанавливая новые базовые станции в небольших населенных пунктах. Мы будем и дальше развивать 3G-сеть, подтверждать свое технологическое лидерство в этом направлении, обеспечивая качественным широкополосным доступом в Интернет новые населенные пункты.