/ / Интернет

Региональные рынки интернет-доступа переживают эпоху бурного роста. Пользователи демонстрируют высокий неудовлетворенный спрос на услуги широкополосного доступа. Как выглядит современный рынок региональных интернет-провайдеров, и каким он будет в 2009 году, корреспонденты нашего издания выяснили у московских и екатеринбургских экспертов.

Во вторник в Екатеринбурге прошел круглый стол по актуальным вопросам регионального рынка телекоммуникаций. Инициаторами мероприятия стали уральский филиал оператора связи ОАО «Ростелеком» и журнал «Деловой квартал».

Приглашенным экспертам предстоит ответить на несколько весьма значимых и острых вопросов. Чем привлекательны региональные рынки для федеральных игроков? В чьих интересах происходят слияния и поглощения? Как формируется цена на услуги в Москве и за ее пределами? На что будет похожа конкуренция после выхода в розницу магистральных операторов?

Первым слово берет Геннадий Чернавцев, директор Уральского филиала ОАО «Ростелеком»:

- Что объяснить, почему для федеральных компаний интересны региональные рынки интернет-доступа, достаточно обратится к результатам исследования компании «Яндекс» 2007 года. В чем вообще особенность российского интернета? Это огромная разница между Москвой и Санкт-Петербургом с одной стороны и региональными городами – с другой. По итогам исследования, интернетом пользуется 25% взрослого населения России. Это около 29 млн. человек. Из них в Москве и Петербурге – 6 млн. Доля проникновения в Москве 57%, Санкт-Петербурге – 39%, а на Урале – 20%. Таким образов, в этих цифрах и заключен ответ, почему же федеральные компании выходят на региональный уровень. Отмечу, что в европейских странах проникновение составляет более 50%.

Геннадий Чернавцев, директор Уральского филиала ОАО «Ростелеком».

Сергей Голод, коммерческий директора уральского филиала ОАО «Ростелеком».

Все участники круглого стола приходят к мнению о том, что в регионах есть большой неудовлетворенный спрос в телекоммуникационных услугах. Кроме того, эксперты фиксируют вторую причину прихода «федералов» - высокую маржу. Это объясняется тем, что в Москве трафик стоит в несколько раз дешевле. В регионах же часть компаний рассчитывают на дополнительную прибыль даже с учетом затрат на транспорт трафика из регионов до Москвы.

Далее разговор плавно переходит к обсуждению регионального рынка широкополосного доступа.

- На Урале уже представлены «Комстар-ОТС» [Стрим™] с заявленной ценой 350 рублей за 1 Мбит/с, федеральный провайдер «Акадо», который приобрел одного из крупнейших провайдеров Екатеринбурга «Олимпус НСП». «Билайн» также стал владельцем компании «Голден Телеком», которая сейчас стала работать под брендом «Билайн Бизнес». Но еще в июне «Голден Телеком» приобрел уникального тюменского оператора «Комтел», предоставляющего услуги широкополосного доступа именно в жилые комплексы и новостройки, - отмечает Геннадий Чернавцев.

 Алексей Бачурин, директор по развитию ОАО

Александр Колью, технический директор уральского филиала ОАО «Ростелеком».

На рынке интернет-провайдинга новым стимулом для волны слияний и поглощений может также стать выход в розницу «Ростелекома», о котом говорят около полугода.

- Я хочу отметить, что до 2006 года большая часть денежных средств обращалась на рынке магистральных операторов. Но сейчас вследствие изменения законодательства все деньги перешли на уровень выше. Они находятся на рынке розничной продажи трафика. В сегменте магистрального интернета маржа постоянно уменьшается. Любой оператор, когда теряет доходы, рассматривает способ ее компенсации. А способа два. Во-первых, рост объемов продаж и выход на более прибыльные рынки, - рассказывает коммерческий директора уральского филиала ОАО «Ростелеком» Сергей Голод. - Но я не вижу операторов, которые приходили бы к нам и просили увеличить им объем в два раза, заплатив в два раза больше. Все говорят, что мы возьмем в два раза больше, но дайте цены в два раза ниже. Такая схема для нас не приемлема, поэтому мы приняли решение в 2009 году выходить на розничный рынок.

По словам представителей «Ростелекома», магистральные операторы в течение двух лет снизили стоимость трафика в десять раз, а на розничном рынке такого обвала цен не произошло. «Мы решили работать в тех секторах рынка, где есть настоящие деньги. Поэтому было решено идти в розницу».

Виталий Листраткин, генеральный директор ООО «Интерра». Леонид Коник, главный редактор изданий издательской группы ComNews.

В первую очередь «Ростелеком» намерен сфокусироваться на региональных рынках ШПД, где не представлены дочерние предприятия «Связьинвеста».

- Самыми первыми регионами, куда мы выходим, являются Якутия, Татарстан, Башкирия, Москва. Еще есть регионы второго плана, где наблюдается очень высокая конкуренция. Это пять-таки Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и другие крупные города, - говорит о планах Геннадий Чернавцев.

В ходе обсуждения участники круглого стола постоянно отходят от заявленных тем и начинают обсуждать весьма и весьма непрофильные узкоспециализированные вопросы.

Тем не менее, Леониду Конику, главному редактору изданий издательской группы ComNews все-таки удается рассказать о владельцах и собственниках телекоммуникационных компаний, работающих на российском рынке.

 Алексей Царьков, первый заместитель директора ООО «Телесеть-сервис» [КАБiNET™]. Татьяна Толмачёва, управляющий партнер iKS-Consulting.

Татьяна Толмачёва, управляющий партнер iKS-Consulting в своей речи подробно останавливается на освещении вопросов ценообразования на телекоммуникационном рынке:

- Ценообразование – достаточно мощный инструмент ведения конкурентной борьбы. И очень мощный и чувствительный рычаг ведения любого бизнеса. Даже небольшое изменение цены способно спровоцировать серьезные изменения бизнеса. Поэтому ценообразование достаточно важный управленческий инструмент. Вообще стоит рассмотреть стратегию образования цен. Во-первых, перед компанией стоит цель повышения доходности и прибыльности бизнеса. Во-вторых, поддержание определенной динамики подключений и сохранение рыночной доли в абонентской базе. Соответственно, когда мы говорим про услугу интернет-доступа, а она очень эластична по цене, важно понимать какова ее динамика и величина. От цены зависит успех или неуспех сервис-провайдера.

Стоимость услуг широкополосного доступа зависит от множества факторов.

- Если мы говорим от чего зависит этот показатель, то можно перечислить следующее: наличие предложения и спроса, уровень издержек, которые несет компания, особенности конкуренции, этап развития рынка, технические и административные вопросы, - подчеркивает Татьяна Толмачёва. – На зрелом рынке на первое место для сервис-провайдеров выходит управление издержками.

 В Екатеринбурге прошел круглый стол по актуальным вопросам регионального рынка телекоммуникаций.

Ирина Шутько, коммерческий директор екатеринбургского филиала элетросвязи ОАО «Уралсвязьинформ».

По словам г-жи Толмачёвой, неправильно сравнивать цены на интернет-доступ в Москве и в регионах. Себестоимость услуги в Москве одна, а в Екатеринбурге она совершенно иная.

- Да оптовый интернет-трафик в Москве стоит меньше доллара за 1 Гб, а в Екатеринбурге это около четырех-пяти долларов за 1 Гб. Соответственно и себестоимость услуги будет разная. Другой вопрос. Умеют ли сервис-провайдеры управлять своими издержками? Это, наверное, более важный вопрос, который стоит обсуждать.

Далее о ситуации в регионе рассказывают представители компаний – операторов связи и провайдеров – ООО «Интерра», ООО «Телесеть-сервис» [КАБiNET™], екатеринбургского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ» [Utel™], ООО «Универсальные системы».