Доходы компаний Google и Apple от продажи игрового контента в России упали в три раза - до $240,8 млн. В 2021 году совокупная выручка разработчиков после вычета комиссии маркетплейсов составила $736,1 млн. Во многом такие результаты стали следствием ограничительных мер со стороны американских платформ, запретивших рядовым пользователям из России привычный способ оплаты с помощью банковских карт.
Упущенная выгода от российских геймеров в 2022 году для Google и Apple составила $495,3 млн. Эту сумму американские платформы могли получить за покупки в мобильных играх. Примечательно, что одновременно с трёхкратным падением выручки сами загрузки в стране снизились всего на 4%, до 2,6 млрд. Лидерами рынка по скачиваниям в России стали Subway Surfers, Roblox, Geometry Dash, Going Balls и Durak Online, говорится в отчёте Data.ai (ранее App Annie).
В числе популярных российских игровых проектов называются шутер Standoff 2, «Танки блиц» и ролевая Atom RPG. По мнению некоторых экспертов, если в ближайшие 2–3 года возможность «официально» платить на популярных маркетплейсах всё-таки появится, платежи в мобильных играх за год могут вырасти на 80%. Если такой возможности не появится на горизонте 5–7 лет, россияне могут отвыкнуть от покупок в играх и легального игрового контента.
По мнению экспертов, падение выручки в мобильном игровом сегменте обусловлено ограничением платежей на самых популярных платформах и падением глобального рынка мобильных игр на несколько процентов. Кроме того, мобильный контент стали меньше потреблять после пандемии и связанных с ней санитарных ограничений, стимулировавших спрос. Параллельно повсеместно падает рынок гиперказуальных игр, чрезвычайно популярных в России, число мобильных загрузок упало и из-за релокации многих граждан в 2022 году. По некоторым прогнозам, число загрузок мобильных игр не изменится и в 2023 году.
Примечательно, что Google Play с марта 2022 года сама заблокировала возможность любых платежей из России, но разрешила внешние способы оплаты. В Apple также заблокирована оплата по банковским картам для граждан России. При этом в App Store можно платить с баланса смартфона или подарочными картами.
Сами разработчики стали предлагать новые способы загрузки и оплаты, чему немало способствовала и Google, оперативно позволившая интегрировать в мобильное ПО сторонние платёжные сервисы. Имеются и другие варианты. Наконец, в прошлом году появилась целая индустрия по продаже подарочных карт и кодов активации, позволяющая обойти существующие ограничения, а также азиатские маркетплейсы для продажи внутриигровых товаров.