По итогам 2023 года музыкальные онлайн-сервисы заработали в России 25,4 млрд рублей. Это больше показателей 2022 года на 40%, когда выручка легальных стриминговых аудиоплатформ составила 15,24 млрд рублей. Такую оценку даёт Национальная федерация музыкальной индустрии (НФМИ). При этом лидерами отечественного рынка являются «Яндекс.Музыка», «VK Музыка» и «Звук».
По данным НФМИ, почти весь доход - 97,5% от общего объёма рынка – пришёлся на платную подписку. На неё российские пользователи потратили 24,8 млрд рублей. Ещё 387 млн рублей было получено от рекламы и 242 млн рублей — от работы видеохостингов с музыкальным контентом, таких как YouTube Music.
В исследовании НФМИ говорится, что большинство пользователей музыкальных стримингов предпочитает обходиться без подписки и слушать музыку бесплатно, пусть и с рекламой. Так, при среднемесячном количестве пользователей в 76,3 млн за подписку платят лишь 21,7 млн. В основном россияне платят за отечественные сервисы, доля которых в общем объёме рынка по итогам 2023 года составила 95%. Ещё 5% приходятся, в основном, на оставшиеся подписки Apple Music.
Наиболее популярной музыкальной платформой в России продолжает оставаться «Яндекс Музыка». Согласно данным BrandPuls, на неё приходится 43% от всех потраченных на подписки денег. На втором месте значится холдинг VK с долей 32%. В ТОП-5 также входит сервис «Звук» (9%), «МТС.Music» (7%), Apple Music (5%).
В «Яндекс Музыке» оценили объём рынка музыкальных стримингов в России в 2023 году в сопоставимые 24–26 млрд рублей, хотя указали более скромный показатель роста — 15%, прогнозируя такие же темпы роста рынка в текущем году.
Рост доходов музыкальных сервисов в компании объясняют готовностью всё большего количества россиян платить за подписку на развлечения в интернете. «Причём всё чаще это мультиподписки, когда получаешь доступ не к одному сервису, а к нескольким», — рассказал представитель сервиса.
В онлайн-сервисе «Звук», ранее принадлежавшего «Сберу», согласились с оценками НФМИ по объёму рынка, отметив, что его рост год к году составил 30%. В компании отметили, что на популярность «влияет интерес к российскому контенту и новым артистам: если посмотреть топ-100 «Звука», то всегда больше 90% музыки в нем — русскоязычной». Кроме того, влияние на отрасль оказывает распространения «суперподписок» и технологий искусственного интеллекта при подборе контента.
В НФМИ рост рынка музыкальных стримингов считают «не исключением, а тенденцией», характерной для общемировой индустрии на протяжении девяти лет, отметив, что музыкальная индустрия России стабильно росла быстрее мировой.
В свою очередь, глава агентства InterMedia Евгений Сафронов заявил, что объём рынка музыкального стриминга подсчитать крайне затруднительно «в силу политики владельцев сервисов, никто из которых не раскрывает данные по этим сервисам отдельно». «По нашим подсчётам, в 2023 году речь могла идти максимум о 8–12 млрд рублей», — сообщил он.