Российские операторы отказываются от раздачи бесплатных sim-карт. Теперь участники рынка фокусируются на качестве абонентской базы и развитии потребления телекоммуникационных услуг. Свою роль в смене стратегии оказал и рост затрат на чипы для sim-карт.
Невозможность органического роста абонентской базы и увеличение себестоимости производства sim-карт, вызванный дефицитом чипов, вынудили российских операторов сократить до минимума раздачу подарочных sim-карт. Долгое время «бонусные» или «бесплатные» sim-карты дарились при заключении контракта на оказание услуг связи или при покупке электроники в розничных сетях. По мнению некоторых экспертов, частичный отказ от реализации подобных схем рассматривался уже давно. При этом не исключено, что к прежней практике операторы могут вернуться в любое время для улучшения статистических показателей.
По оценкам экспертов, себестоимость sim-карт за последние шесть месяцев выросла примерно в 2,5 раза. Причём цены выросли ещё в период пандемии, а теперь ситуация только усугубилась. Если раньше покупались карты зарубежных, таких как Gemalto, Giesecke + Devrient и GigSky, то теперь логистика закупок усложняется, что ведёт к росту себестоимости и дефициту.
Так, в «Билайне» в рамках новой стратегии с июля начали сокращать использование таких маркетинговых инструментов, как как «сэмплинг», именуемую в народе «бесплатной раздачей». «На современном рынке в принципе немного новых абонентов. Речь идёт уже не о десятках миллионов новых пользователей ежегодно, а о существенно меньшем числе. В первую очередь это дети, доросшие до собственного телефона, граждан других стран и абонентах, переходящих от других операторов», - говорит Светлана Кирсанова, вице-президент компании «Вымпелком» (работает под брендом «Билайн»).
В МегаФоне также сокращают использование схемы «раздачи» sim-карт. Правда, это зависит от конкретного региона. В некоторых из них распространение подарочных sim-карт ещё продолжается, но в меньших количествах. В то же время в МТС сообщают о концентрации усилий на поддержании лояльности уже существующих клиентов. В компании заявили, что работают над стимулированием спроса на услуги. Прилагаемые усилия, в свою очередь, должны увеличить показатель доходности с одного абонента.
По мнению экспертов, сейчас операторы не готовы тратить много средств на привлечение новых абонентов. Тем не менее они могут вернуться к прежней практике раздачи в любое время, если понадобится искусственно нарастить абонентскую базу для привлечения инвесторов. По некоторым оценкам, в 2021 году на подарочные SIM-карты приходилось 10-20% всего объёма реализации.