С 1 октября 2023 года вспотели в действие поправки в российское законодательство, которые обязывают разработчиков рекомендательных сервисов указывать принципы работы таких систем. Крупнейшие отечественные ИТ-компании уде начали исполнять новые нормы. В частности, Холдинг VK, «Яндекс», Ozon, Wildberries, «Сбермаркет», «М.Видео-Эльдорадо», «Иви» и Start уже начали публиковать информацию о применения рекомендательных алгоритмов и «колдунщиков».
Рекомендательные алгоритмы определяют демонстрируемое тому или иному пользователю содержимое и порядок его представления, выводимые платформой пользователю. Закон требует раскрывать принципы работы таких алгоритмов, методы сбора пользовательских данных и реализации рекомендаций в соответствии с индивидуальными запросами пользователя. Платформы обязываются раскрывать виды и источники данных, которые используются для таргетирования. Новые правила распространяются на соцсети, торговые площадки и онлайн-кинотеатры.
Как заявили представители Роскомнадзора, крупнейшие платформы опубликовали политики применения рекомендательных алгоритмов. Неисполнение требований законодательной нормы грозит серьёзными последствиями. Обнаружив признаки нарушения, Роскомнадзор может запросить у администрации платформы информацию о применении механизмов рекомендаций и доступ к технической платформе ресурса для их оценки. При подтверждении факта нарушения ведомство может дать владельцу сервиса десять дней на отключение рекомендательных алгоритмов; в случае неисполнения требования ведомство даёт ещё сутки на их исполнение, и при отсутствии такового блокирует ресурс на уровне операторов связи.
«Яндекс», в частности, опубликовал ссылку на «Правила рекомендаций» в выпадающем пользовательском меню рядом с «Пользовательским соглашением». Документ раскрывает особенности работы алгоритмов в разных службах компании: веб-поиск, «Яндекс Музыка», «Кинопоиск», «Букмейт», «Яндекс Такси», «Яндекс Лавка», «Яндекс Маркет» и другие сервисы. Рекомендательный алгоритм учитывает поисковые запросы пользователя, клики по ссылкам в выдаче, время возврата на страницу поиска, данные о компьютере или мобильном устройстве пользователя, геолокацию, файлы cookie, а также языки запросов на страницах и в результатах выдачи. «Яндекс Музыка» учитывает историю оценок «Нравится», настроение композиций, схожесть одних композиций с другими; «Кинопоиск» учитывает историю поиска, оценки наименований и их добавление в коллекцию.
При подборе видеороликов VK учитывает «лайки, комментарии, репосты, просмотры», также как отметки «Мне нравится», «Поделиться», «Подписаться», «Это не интересно», «Скрыть из ленты» и «Пожаловаться». Ozon ранжирует товары по 300 критериям, включая их характеристики и рейтинг, а также действия покупателей. Wildberries фиксирует любые действия пользователя на сайте, данные о провайдере, ОС и браузере пользователя, а также разрешение и глубину цвета экрана на устройстве. Start учитывает предпочитаемые пользователем жанры, частоту просмотра и факт досматривания программы до конца. Для «Иви» важными критериями являются просмотры, покупки, добавление в «Избранное», оценки и обратная связь.
Закон не предусматривает деления онлайн-платформ на российские и зарубежные, а значит, требования к раскрытию рекомендательных алгоритмов распространяются на всех участников рынка. Для отказавшегося исполнять требования закона иностранных платформ это может грозить блокировкой в России.