Поход в магазин за новым смартфонов, ноутбуком или телевизором в первых числах февраля у большей части потребителей вызвал шок и недоумение. Практически все товары подорожали на 30-40%. Отдельные модели техники выросли в цене на 60%. При этом никакого дефицита и пустых полок нет. Весь товар есть в наличии. Давайте разбираться, что произошло и как будут развиваться события дальше на рынке мобильного ритейла, техники и электроники.
Январь 2015 года на рынке мобильного ритейла, техники и электроники отметился полномасштабной коррекцией цен на все группы товаров вне зависимости от того, где они произведены и по какой схеме продаются. В среднем за последние три месяца стоимость гаджетов, техники и электроники на Урале выросла на 30%. Главным фактором, который повлиял на ценообразование, стала девальвация российской национальной валюты.
- Безусловно, самым важным фактором в процессе ценообразования является отпускная цена производителей и поставщиков. Какие-то компании сдерживали повышение цены до последнего, а некоторые из них подняли цену сразу же за падением курса рубля, - подчеркивает представитель «М.Видео» Юлия Зотова. - В среднем цены поднялись на 15-20% по самым популярным категориям: крупная кухонная техника, телевизоры и цифровая техника.
А вот как выглядит изменение цен на самые востребованные модели смартфонов и планшетов в розничных сетях и интернет-магазинах на Урале с 1 октября 2014 года по 1 февраля 2015 года.
Потребители, испытав «первичный шок», начали привыкать к новым ценникам и стоимостным ориентирам. Многие из них решили отложить покупку нового мобильника или телевизора, а те, кто решался, выбирали более дешевые модели.
- По итогам четвертого квартала 2014 года более 80% планшетов и 60% смартфонов, проданных в нашей рознице на Урале, приходится на ценовую категорию до 5000 рублей, - приводит цифры Елена Колычева, представитель МТС на Урале. - Средний чек на смартфоны в розничной сети МТС на Урале в четвертом квартале 2014 года составил 6444 рублей, на планшеты – 4325 рублей. Мы прогнозируем, что этот тренд сохранится и в будущем. Поэтому мы стремимся предоставить посетителям наших салонов большой выбор доступных гаджетов, постоянно расширяя линейку бюджетных смартфонов и планшетов. И в целом, мы видим положительную динамику спроса на мобильные устройства. Так, например, за год количество проданных планшетов и фаблетов в рознице МТС на Урале выросло в 2,5 раза.
Между тем, ритейлеры отмечают, что безболезненно преодолевают рост потребительских цен. Даже несмотря на серьезное падение спроса, они фиксируют прибыль. Несомненное влияние на положение дел оказал декабрьский ажиотаж, в пик которого продажи были в два выше аналогичных показателей прошлых лет.
- В январе 2015 года выручка была больше, чем в январе 2014 года. Как мы ранее говорили, потребительские возможности уменьшились, количество реализованных устройств упало, в то же время рост выручки произошел за счет увеличения средней цены, - констатирует Виктор Луканин, исполнительный вице-президент «Евросети». - Посещаемость наших салонов не изменилась. Большое число клиентов приходит к нам за оказанием услуг, к примеру, для установки программного обеспечения, оформления страховки, погашения кредита.
С таким положением дел согласны и в «Связном».
- Декабрь - традиционно очень «высокий» месяц с точки зрения продаж гаджетов. Объемы реализации устройств в этом месяце сопоставимы с квартальными продажами в «низкий» сезон, например, летом, - рассказывает Александр Нужный, директор филиала Урал группы «Связной». - В этом году на традиционно высокий спрос в декабре наложился также ажиотаж, связанный с резкой девальвацией рубля, когда у клиентов было два дополнительных мотивирующих фактора - ожидание повышения цен и приобретение дорогих гаджетов как своеобразный вид вложения рублей.
По информации «Связного», рост спроса был заметен уже с начала ноября. Очень активными стали две первые декады декабря, когда рост продаж к аналогичному периоду 2013 года достигал 100% по ряду категорий и брендов как в штуках, так и в деньгах. Сопоставимые продажи товаров в «Связном» в декабре выросли на четверть.
- После «высокого» предновогоднего сезона продажи в январе всегда ниже, чем месяцем ранее. И январь 2015 года не стал исключением, - отмечает Александр Нужный. Если сравнить январские продажи в 2015 году с аналогичным периодом прошлого года, мы наблюдаем незначительное снижение продаж на рынке. Это обусловлено тем, что в прошлом году рынок после декабря рос органически, а в 2015 году на продажи сильно повлияли результаты декабря. Часть спроса, которая раньше приходилась на январь, в этом сезоне была реализована уже в декабре из-за ажиотажного спроса, вызванного девальвацией рубля. Это было ожидаемо для ритейлеров.
Кредитование, на которое в среднем приходилось до 15% всех продаж в 2014 году, из-за роста процентных ставок стало невыгодным для покупателей. Сейчас этот инструмент покупки практически не работает на Урале. Потребители предпочитают расплачиваться за гаджеты, даже самые дорогие, сразу. Если сравнить данные января 2015 года со средним показателем по 2014 году, то процент покупок в кредит снизился почти до нуля – пользователи стали больше приобретать за наличные.
Чтобы нивелировать падение выручки от продаж, ритейлеры запускают специальные промо-акции. В «Связном» в качестве примера приводят акцию Киберпонедельник, которая проводилась с 24 января. «Мы видим текущее увеличение продаж на 70% в рублях по сравнению со обычными днями», -заявляют в компании.
Стоит также заметить, что кризисные явления в российской экономике помимо коррекции продаж приносят и плюсы. Один из таких – падение ставок по аренде торговых площадей. Об этом заявляют все участники рынка.
- Сейчас, в связи с текущей экономической ситуацией, мы отмечаем увеличение количества предложений как в стрит-ритейле, так и в торговых центрах. Однако, снижение стоимости аренды происходит не столько из-за роста количества предложений. Большинство арендодателей понимают, что лучше зарабатывать чуть меньше, чем раньше, но стабильно, чем остаться без ключевых арендаторов. Соответственно, арендная ставка постепенно снижается. Причем, мы отмечаем снижение стоимости не только в случае с потенциальными арендодателями, но и с действующими. При пролонгации договоров наши партнеры идут на улучшение условий, так как понимают, что это выгодно - наши магазины привлекают множество посетителей (в день через нашу сеть проходит суммарно порядка 1,5 млн. человек), что важно для ТЦ, - приводят данные в «Связном».
Что будет дальше?
В отличие от прошлых лет в 2015 году потребители будут более осмотрительно подходить к покупке новой техники и электроники, уделять повышенное внимание соотношению таких параметров как цена – качество. По этой причине основные продажи будут происходить в сегментах более низкого ценового диапазона, чем прежде. Ну, а дорогие гаджеты станут покупать гораздо реже: срок службы таких устройств вырастет в 1,5-2 раза.
Что касается стоимости, то цены на гаджеты уже прошли период первичного повышения, связанного с ростом курсов валют в конце прошлого года. В течение первого квартала 2015 года эксперты прогнозируют стабилизацию цен на текущем уровне. В случае, если доллар и евро будут демонстрировать положительную или отрицательную динамику по отношению к рублю, то цены на гаджеты могут соответственно повыситься или снизиться. Важно понимать, что влияние кросс-курсов на цены отложенное, и ждать моментального снижения или увеличения цены не стоит.
Конечная цена устройства зависит от ряда факторов. С одной стороны - это затраты на разработку и производство гаджета, его продвижение и доставку до потребителя (логистику). С другой стороны - влияет рыночная конъюнктура и конкурентная среда.
Упасть в цене могут те модели техники, которые заменили более продвинутые новинки. В среднем цена на предыдущее поколение техники снижается на 15-30% за год. Этот тренд будет прослеживаться и в 2015 году.
Операторские устройства: вторая жизнь
Подорожавшие на треть мобильники, планшеты и компьютеры топовых брендов дают возможность для роста продаж брендированных операторских устройств. Дело в том, что наценка за маркетинг, рекламу и сильный бренд в них отсутствует. Кроме того, операторы могут продавать гаджеты «в ноль», зарабатывая на потреблении мобильного интернета и дополнительных услугах.
«Мы удерживаем стоимость оборудования на уровне прошлого года, и сейчас часть интернет-гаджетов продаем со значительным дисконтом. LTE-планшеты МТС сегодня можно приобрести за 3590 рублей, что почти на 70% ниже их первоначальной стоимости. В данный момент мы не планируем повышать цену брендированных устройств, и в 2015 году будем делать акцент на продажу современных бюджетных аппаратом для интернет-серфинга с большим экраном, со стоимостью ниже, чем в среднем на рынке», - заверяют в МТС.
«К сожалению, повышение цен на брендированные устройства зависит не от нас, а от валютного курса. При этом мы рассматриваем возможность появления модели субсидирования оборудования для абонентов», - констатирует Алёна Ярушина, пресс-секретарь оператора МОТИВ.
«Два года назад «МегаФон» создал новый сегмент мобильных устройств и доказал, что гаджеты могут быть недорогими и при этом качественными, выпустив смартфон MegaFon Login, - вспоминает Светлана Емельянова из уральского МегаФона. - Устройство стало лидером продаж, а после его успех повторил планшет MegaFon Login 3. На днях в продажу поступили фаблеты MegaFon Login +, объединяющие лучшие качества смартфона и планшета. Мы прогнозируем высокий спрос на данные устройства.
Вместе с тем за счет активного развития сетей «четвертого поколения» и повышения доступности LTE-гаджетов, активно растет популярность 4G-планшетов и 4G-смартфонов. За год спрос на эти устройства на Урале повысился в 4,5 раза и в шесть раз соответственно. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы продажи в сегменте устройств с поддержкой LTE станут одним из основных драйверов рынка мобильного ритейла.
Компьютеры
А вот рост цен на компьютеры ещё в переди. Дело в том, что в четвёртом картале 2014 года и в начале 2015 года ритейлеры распродавали складские запасы, купленные у производителей по старому валютному курсу.
Стоит отметить, что спрос на персональные компьютеры падал весь минувший год. А в четвёртом квартале он даже ускорился. По данным IDC, в октябре - декабре на российский рынок было поставлено 1,02 млн ноутбуков. Это на 40,4% меньше, чем за аналогичный период 2013 года. Кварталом ранее снижение поставок ноутбуков составляло 18,3%. Поставки настольных компьютеров сократились на 18,6% до 833 тыс. штук, тогда как в третьем картале квартале снижение составило 10,4%.
Помимо этого произошло перераспределение российского рынка по игрокам. По итогам четвёртого квартала лидером стала Hewlett-Packard (15,3% всех поставок ноутбуков и настольных компьютеров), а бывший лидер Lenovo занял второе место c 14,8% рынка.
По словам Глеба Мишина, президента Lenovo в России, из-за падения рубля рынок сократился и компания приняла решение распродавать остатки на волне новогоднего спроса, поскольку в январе ожидалось серьезное снижение продаж. В итоге в декабре со складов дистрибуторов Lenovo отгрузила около 500 тыс. компьютеров. В январе же все дистрибуторы в России продали лишь около 50 тыс. ноутбуков всех марок.
- В сравнении с 2013 годом рынок упал на 23% в штуках и на 14% в рублях, - говорит директор департамента закупок «Евросети» Алексей Широков. - Росли продажи только ультрамобильных ноутбуков с диагональю до 12 дюймов. Впервые с 2011 года выросла средняя цена ноутбука, последние три года снижавшаяся. Сейчас она составляет 21 200 рублей, что близко к цене 2009 года.
Несмотря на стабилизацию мировых поставок компьютеров, российский рынок в 2015 году продолжит падение, уверена Наталья Виноградова, старший аналитик IDС:
- Дело в том, что в начале 2015 года у многих ритейлеров закончатся складские запасы устройств, которые сейчас продаются по старым закупочным ценам. Если рубль продолжит слабеть по отношению к доллару и евро, то уже в марте-апреле потребители столкнутся с ростом цен на компьютеры. При этом, потребители не готовы покупать компьютеры дороже 25 000-30 000 рублей.
Прогнозируя рыночную ситуацию 2015 года, эксперты рассматривают два сценария. Более позитивный предполагает, что события будут развиваться как в 2009 году. Если экономика стабилизируется и поднимутся цены на нефть, то вместе с ростом реальных доходов населения рынок компьютеров выйдет на показатели докризисного уровня. Но если сохранятся высокий обменный курс и дешевая нефть, рынок сократится наполовину.