В минувший четверг МегаФон объявил о неаудированных финансовых и операционных результатах за минувший год. Компания «МегаФон» по итогам 2007 года практически догнала своих главных конкурентов, МТС и «ВымпелКом», по основным финансовым показателям, сохранив высокие темпы роста. Первый федеральный оператор намерен стать лидером среди сотовых операторов на российском рынке.
По случаю объявления итогов работы за 2007 год МегаФон организовал пресс-конференцию в своем главном офисе в Москве, куда были приглашены журналисты практически из всех регионов России. Корреспондент проектов «Мобильный Екатеринбург» и «Мобильный Челябинск» представляет репортаж с места событий.
Пресс-конференция проходит в центральном офисе ОАО «Мегафон» на Кадашевской набережной. В мероприятии принимают участие генеральный директор ОАО «МегаФон» Сергей Солдатенков, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Лариса Ткачук, корпоративный секретарь Анна Горяинова, а также и.о. директора по связям с общественностью Марина Белашева.
- Наша абонентская база по итогам 2007 года выросла на 20% и составляет 35,6 млн. абонентов. Сегодня наша учетная политика одна из самых перспективных и оптимальных на российском рынке. Мы учитываем клиентов три месяца. С недавнего времени Билайн также стал вести учетную политику исходя из трех месяцев, - отмечает Сергей Солдатенков. - Наша маркетинговая политика направлена на стимулирование роста потребления услуг. Наши предложения становятся все более востребованными, удобными и интересными.
В качестве иллюстрации вышесказанного представители МегаФона приводят данные по динамике показателя MOU [MOU – удельный трафик на одного абонента, то есть среднее количество минут, которое выговаривает клиент за месяц]. Так, индекс MOU увеличился за 2007 год на 15,6% и составил 244 минуты в месяц [МТС - 157 минут, «ВымпелКом» - 192 минуты]. На вопрос журналистов о возможности увеличения этого показателя до европейских значений в 400 минут г-н Солдатенков отвечает утвердительно. «Мне кажется, что через пару лет MOU в России в 400 минут вполне достижим, и мы со своей стороны приложим максимум усилий для этого», - заключает он.
В минувшем году, удерживая среднюю стоимость минуты [APPM] на уровне 2006 года, МегаФон увеличил удельный трафик на одного клиента на 15%, что в свою очередь привело к увеличению среднемесячного счета на одного абонента [ARPU]. Стоит отметить, что МТС на прошлой неделе объявил величину своего ARPU на уровне $9,2, а «ВымпелКом» - $12,6.
- В настоящее время наша компания демонстрирует один из самых высоких ARPU в России. По итогам 2007 года показатель составил $14,1 против $12,3 в 2006. Второй год подряд нам удается увеличивать размер ARPU за счет оптимальной тарифной политики, стимулирования роста потребления услуг, оставляя неизменной учетную политику, - делится впечатлениями Сергей Солдатенков. - Инициативы нашей компании, направленные на увеличение роста абонентской базы, и сбалансированная тарифная политика, оказали положительное влияние на рост ARPU. Рост объема операций и контроль над затратами позволили нашей компании увеличить свою эффективность.
Как рассказывает Сергей Солдатенков, по итогам 2007 года консолидированная выручка МегаФона в отчетный период составила $5,7 млрд., что на 53% больше, чем в 2006 году. У МТС выручка по России за этот период выросла на 32% и составила $6,2 млрд., а у Билайна аналогичный показатель увеличился на 38% - до $6,1 млрд.
- Доля расходов на пропуск трафика увеличилась в 2007 году в общем объеме переменных затрат до 89%. Вместе с тем доля выручки от пропуска трафика в общей выручке нашей компании увеличилась за год с 7% до 13%. Валовая прибыль МегаФона выросла на 51% и составила $4,6 млрд., - приводит данные Сергей Солдатенков.
Также 31% по итогам года составила доля МегаФона в совокупной EBITDA [показатель, равный объёму прибыли до вычета расходов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений] «большой тройки» в России. Маржа EBITDA «МегаФона» сравнялась с маржей конкурентов и составила 51% [у МТС - 51%, у «ВымпелКома» - 50,9%].
- Мы продолжаем наращивать капительные затраты, в первую очередь это инвестиции в развитие сети в России. В 2007 году совокупный CAPEX [инвестиционные затраты на покупку основных фондов, а также затраты по обслуживанию кредитов на их приобретение] составил $1,5 млрд., что на 15% больше, чем год назад, - говорит г-н Солдатенков. – Наша выручка растет более высокими темпами, чем капитальные затраты, что собственно и повышает эффективность использования CAPEX.
Чистая прибыль компании МегаФон по US GAAP [общепринятые принципы бухгалтерского учета, применяемые в США], по неаудированным данным, за год выросла на 70% и составила $1,4 млрд. За тот же период чистая прибыль МТС по России составила $1,6 млрд., увеличившись в 2,4 раза. Соответствующий показатель компании «ВымпелКома» по России за минувший год вырос на 66% - до $1,4 млрд.
В сообщении представителей компании МегаФон говорится также, что свободный денежный поток в минувшем году достиг $885 млн. по сравнению с $240 млн. годом ранее.
- Рост нашей выручки обусловлен различными факторами. В частности, общим ростом благосостояния населения России и другими макроэкономическими факторами, - считает г-н Солдатенков. - Также вследствие вхождения рынка сотовой связи в России в фазу зрелости в 2006-2007 годах, увеличилось не только число абонентов, но и средний трафик абонентов. Об этом говорят наши данные.
По данным агентства ACM-Consulting на начало 2008 года проникновение мобильной связи по SIM-картам в России составило 119,1%. Доля рынка МегаФона при этом составляет 20,5%. Менеджеры Мегафона подчеркивают, что «в 2007 году темп роста абонентской базы компании опережал темп роста рынка в целом. Мы стали лидером в относительном приросте среди операторов «большой тройки» по России, увеличив абонентскую базу на 20%».
Доля МегаФона в совокупной выручке операторов «большой тройки» в России составила 31%. Доли МТС и «ВымпелКома» оказались почти равными - 34,7% и 34,3% соответственно.
Далее топ-менеджеры оператора рассказывают о стратегических приоритетах.
- В настоящее время мы концентрируем свое внимание на укреплении финансовых позиций, роста доходов и прибыли. В 2008 году мы планируем увеличить выручку по US GAAP на 20% в рублевом эквиваленте. При этом компания намерена удержать рентабельность по EBITDA на уровне не ниже 50%, - подчеркивает Сергей Солдатенков.
В ближайшие два года компания намерена обогнать по выручке других операторов «большой тройки» и занять первое место. МегаФон рассчитывает в 2008 году увеличить абонентскую базу на 20%, примерно до 41 млн. человек.
Представители оператора также пользуются возможностью и доводят до представителей российских СМИ самые заметные события минувшего года для компании МегаФон.
В целом 2007 год стал для оператора весьма успешным. Так, в июле МегаФон завершил освоение лицензионной территории. Построив сеть в Республиках Алтай и Тыва, оператор стал единственным, кто предоставляет свои услуги во всех 83 субъектах Российской Федерации.
Весной 2007 года компания наряду с МТС и Билайн получила лицензии на предоставление услуг связи третьего поколения.
- Мы победили в конкурсе на 3G-лицензии. Наши абоненты уже могут воспользоваться всеми услугами коммерческой сети третьего поколения в Санкт-Петербурге, - напомнинает г-н Солдатенков.
Кроме того, приоритетным проектом в МегаФоне считают строительство междугородней и международной сети и выход на рынок фиксированной связи. Первый шаг в этом направлении уже сделан. Это услуга «Домашняя зона».
В заключении спикеры компании ответили на вопросы представителей российских СМИ. Журналистов интересовала сущность продукта «Домашняя зона» для абонентов МегаФон-Москва.
Внедрив технологию LBT [индивидуальная тарификация по местоположению], Мегафон-Москва представляет новую услугу «Домашняя зона». Услуга позволяет совершать безлимитные звонки на местные номера Москвы и Московской области всего за 300 рублей в месяц.
- Целевая аудитория новой услуги - это, прежде всего, жители столичного региона, не имеющие квартирных телефонов. «Домашнюю зону» пользователь выбирает сам - ей может стать квартира, дача, офис или любое другое место, где абонент проводит много времени и часто звонит. В ряде случаев в границы «Домашней зоны», помимо квартиры или дома, могут входить и участки прилегающей территории, - поясняет Лариса Ткачук. При нахождении абонента в «Домашней зоне» на экране его телефона появляется соответствующая надпись, а при наборе номера клиент оператора услышит сигнал-уведомление о льготной тарификации. Для удобства пользователей, помимо безлимитного тарифа, разработан и поминутный вариант оплаты звонков из «Домашней зоны».
Топ-менеджеры МегаФона также ответили на вопросы о финансовых показателях оператора, новых проектах, тарифных планах, услугах и многом другом.