Создание цифровых платформ на транспорте – мировой тренд, который не обошел стороной и Россию. Платформы обеспечивают сбор и обработку данных, аналитику для оценки состояния транспортной сети и оптимизации управления пассажирскими перевозками. Одним из важнейших её компонентов является мобильное приложение. Построение маршрута, отслеживание движения транспорта, планирование пересадок, оплата проезда – всё это пассажир может сделать через приложение.
Цифровизация направлена на решение глобальной задачи – сделать городской транспорт удобным, доступным и безопасным. Внедрение цифровых технологий способствует развитию подходов MaaS (Mobility as a Service – мобильность как услуга), которые объединяют пассажирские перевозки в единую, гибкую, клиентоцентричную систему. По результатам исследования MaaS Global в 2020 году, после внедрения цифровых решений в зарубежных мегаполисах, таких как Лондон и Сингапур, доля использования личного автомобиля сократилась с 40% до 20%, а использование общественного транспорта, наоборот, выросло с 48% до 72%. Такие результаты наглядно демонстрируют, что цифровизация делает городской транспорт более привлекательным для пассажиров.
1. Построение оптимального маршрута
Одна из самых удобных и полезных функций цифровой платформы – построение оптимального маршрута. В мобильном приложении пассажир может посмотреть расписание общественного транспорта и выбрать наиболее короткий и удобный маршрут. В некоторых европейских странах активно внедряется сервис построения маршрута с учетом бесшовной пересадки на различные виды транспорта. Таким образом, автобусы, каршеринг, велошеринг и прочие виды мобильности объединяются на единой цифровой платформе. Оплатить всю поездку можно целиком в одном онлайн сервисе.
Если говорить о России, то Тверская область – один из первых регионов, который реализовал транспортную реформу и внедрил цифровую платформу для управления транспортной системой. По итогам первого года работы, каждый третий житель Тверской агломирации установил мобильное приложение и использует его для построения маршрута. Повысилась и доля безналичной оплаты проезда — 4 из 5 поездок сейчас оплачиваются безналично.
2. Прогноз прибытия транспорта на остановку
Важный сервис для пассажиров – информирование о времени прибытия транспорта на остановку. Это особенно актуально для северных регионов в холодное время года. Благодаря цифровым решениям, пассажир может спокойно спланировать свою поездку, наблюдая за движением автобуса в реальном времени. Приложение предоставляет информацию о расписании, фактическом местоположении транспорта и прогнозе прибытия на остановочный пункт. Не нужно мерзнуть или изнывать от жары на остановке в ожидании автобуса, можно выйти из дома точно ко времени прибытия транспорта.
В Тверской области после запуска транспортной реформы расписание стало исполняться практически на 100%, а среднее время пути в поездках сократилось на 10%.
3. Оплата через мобильное приложение в один клик
Ещё один популярный сервис – мобильная оплата проезда через приложение. Это инновационное решение обеспечивает высокий уровень комфорта, поскольку пассажиры не задерживаются при посадке в транспорт и не создают очередей у валидаторов или у кабины водителя. Как работает система «умной» оплаты: в транспорте устанавливаются датчики, которые идентифицируют смартфон пассажира при открытии транспортного приложения и отправляют на него уведомление для подтверждения оплаты проезда.
Пассажиру нужно зайти в автобус, спокойно расположиться в салоне, открыть мобильное приложение и оплатить проезд со своего места. Приложение само определяет, в каком транспорте едет пассажир, по какому маршруту, на какой остановке он зашел и какова стоимость проезда. Сервис уже работает на некоторых маршрутах в Твери, и пилотные испытания показали, что время посадки в автобус при такой системе оплаты сокращается на 30%. Это значит, что при массовом использовании сервиса сокращается и общее время в пути.
4. Обратная связь
Для повышения качества транспортного обслуживания важна обратная связь от пассажиров, которая позволяет понять, что и как нужно корректировать в работе общественного транспорта. Пользователи мобильного приложения могут оставлять комментарии об обстановке на маршрутной сети, работе электронных сервисов и исполнении расписания движения. Данные, полученные по обратной связи, систематизируются, анализируются и передаются заказчику перевозок.
5. Сопутствующие услуги
Пилотные проекты внедрения цифровых платформ помимо Твери также были запущены в Пензе, Перми и Казани. Со временем транспортное приложение будет совершенствоваться и еще больше подстраиваться под пассажира. Если нужно сделать пересадку с автобуса на электричку, пользователь зайдет в приложение и оформит билет онлайн, не тратя время в очереди у билетной кассы на вокзале. Кроме того, появится возможность получить не только транспортные, но и дополнительные услуги – например, найти подходящее кафе или магазин по пути следования и сделать заказ, либо оплатить покупку онлайн.
Таким образом, глобальный тренд проявляется в объединении всех видов городского общественного транспорта и других средств мобильности, в сочетании транспортных и дополнительных сервисов. В одном приложении создается большая экосистема для пассажира с полезной информацией и разнообразными сервисами, улучшающими не только поездки, но и общее качество жизни людей.