В январе-сентябре 2023 года россияне купили около 21,5 млн девайсов, что на 25% больше, чем годом ранее. При этом число проданных устройств сопоставимо с результатом 2021 года. Средний чек сократился почти на 10%, до 21 300 рублей. Пик спроса в этом году пришёлся на третий квартал, когда штучные продажи составили 8,5 млн смартфонов: это на 30% больше по сравнению с показателями первого и второго кварталов, когда в стране было реализовано по 6,5 млн устройств.
По оценке М.Видео-Эльдорадо, за девять месяцев 2023 года в России до 75% в количественном выражении увеличилась доля китайских производителей, в денежном выражении их доля составила 50%. Производители из Китая активно увеличивают присутствие и расширяют модельный ряд смартфонов в популярных сегментах под различные запросы, вовлекают в свои продуктовые экосистемы, наращивают узнаваемость и доверие у покупательской аудитории. Конкуренция между ведущими брендами усиливается, что выражается в сокращении разницы между рыночными долями лидеров.
Лидером российского рынка в штучных продажах по итогам девяти месяцев текущего года осталась Xiaomi. На второй строчке – Realme, которая в 2022 году располагалась на третьем месте. В ТОП-3 также вошёл бренд Tecno (№5 годом ранее), четвёртый – Samsung (№2 в прошлом году). На пятой строчке оказалась компания Apple (№4 в прошлом году), к которой приблизился бренд Infinix. При этом Apple продолжает находиться на первой позиции в денежном выражении.
Лидеры продаж смартфонов в штучном выражении в России за 9 месяцев 2023 года:
Место по итогам 9 месяцев 2023 года | Место по итогам 9 месяцев 2022 года | |
Xiaomi | 1 | 1 |
Realme | 2 | 3 |
Tecno | 3 | 5 |
Samsung | 4 | 2 |
Apple | 5 | 4 |
Infinix | 6 | - |
В ценовых сегментах в количественном выражении с 55% до 60% увеличилась доля смартфонов стоимостью от 5 до 15 тыс. рублей, в денежном – также рост составил 5 п.п., до 25%. Примерно 7% рынка в штуках и 12% деньгах заняли модели в категории 30-50 тыс. рублей. Около 10% в штучных продажах и 40% в деньгах приходится на девайсы дороже 50 тыс. рублей, где почти половину занимают девайсы от 80 тыс. рублей – наиболее продвинутые флагманские модели и набирающие популярность складные смартфоны. Кроме того, 15% девайсов приобретается россиянами в диапазоне 15-20 тыс. рублей, ещё примерно 8% продаж находится в сегменте до 5 тыс. рублей.
«В новых рыночных реалиях мы успешно перестроили закупки, логистические цепочки и другие процессы, которые позволяют предлагать покупателям сбалансированный ассортимент под их запросы и бюджет, включая ключевые новинки. Мы также продолжаем проводить крупные распродажи, расширять выбор специальных предложений и программ рассрочки, что позволяет клиентам сделать покупку более привлекательной и комфортной. В спросе мы видим отчасти переориентирование спроса в сторону среднего ценового сегмента, где наиболее широко представлены китайские бренды. Потребители платят разумную цену за качественно собранные девайсы с продвинутыми технологиями и возможностями. С другой стороны – сохраняется интерес к более дорогим, функциональным и статусным устройствам», - говорит Сергей Уваров, руководитель департамента «Телеком» в Группе М.Видео-Эльдорадо.