Мобильные устройства прочно обосновались в жизни практически каждого из нас. Сейчас они занимают особое положение среди прочих технических средств. С одной стороны, мобильник - это средство общения и коммуникаций с другими людьми. С другой – стал настоящим украшением или символом благосостояния, поскольку он «у всех на виду». Как быть, если необходимо купить мобильник, но средства для этого серьезно ограничены?
С внедрением все новых и новых технологий коммуникационные устройства перестали быть предметами роскоши. Как помнится, до кризиса в экономике любой нормально зарабатывающий человек был в состоянии купить себе практически любую модель, которая ему понравится. Хочешь Nokia 8800 любой модификации – не проблема! Возьми кредит, и проблема решена!
Но в условиях, когда многим людям недоступны кредитные программы практически во всех российских банках, приходиться экономить и рассчитывать только на свои деньги. Как же при такой экономии купить мобильник с максимальным количеством функции и без обмана продавцов? Вопрос, в целом и простой, и сложный...
Простой, потому что в настоящее время для конечного потребителя существует множество разнообразных моделей с необычным дизайном и уникальными функциями. Помимо этого, купить трубку можно практически в любом месте городов нашей области, начиная от стильного салона до маленького отдела. А сложность вопроса заключается в самом процессе выбора. Как сопоставить цену и функциональность?
Как ни парадоксально, большинство людей, идущих в магазин за телефоном, не представляют заранее, что они хотят приобрести. Возможно поэтому, для них так важно мнение продавцов-консультантов в салонах и поддержка окружающих людей.
Друзья и знакомые часто спрашивают меня о том, что конкретно им стоит купить и где. Иногда мне это даже не совсем понятно, поскольку я сторонний человек, и я совершаю выбор не для себя. Кроме того, мнение чересчур субъективно. Считаю, что процесс поиска и анализа сугубо индивидуален. Самое интересное, что люди, которые непосредственно связаны с IT-технологиями, никогда не покупают телефоны по наитию: для них процедура выбора начинается с анализа всей доступной информации о конкретных устройствах и их особенностях. Но, чем дальше область профессиональных интересов покупателя находится от информационных технологий, тем меньше он склонен «забивать себе голову» по поводу покупки телефона.
Для каждого человека процесс выбора очень сложен и индивидуален. Но в целом есть ряд сходных нюансов. Прежде всего, покупателя интересует следующие параметры покупки.
В условиях недостатка денег на первое место выходить цена.Представители российских торговых сетей отмечают падение продаж дорогих моделей от 10 тыс. рублей и стабильные показатели – для аппаратов стоимостью ниже 5 тыс. рублей.
Кроме цены устройства стоит обратить внимание на емкость аккумулятора и его тип. Чем больше емкость, тем дольше телефон сможет работать автономно. Простая истина, о которой многие забывают при выборе телефона. Естественно, необходимо учитывать интенсивность использования телефона. Кроме того, литий-ионный и литий-полимерные аккумуляторы [именно они сейчас наиболее распространены] не страдают эффектом памяти и обеспечивают немного большую работу телефона при одинаковой емкости по сравнению с никель-металлогидридными. Еще одно преимущество литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов - заряжать можно не дожидаясь их полного разряда. Мало того, полный их разряд не рекомендуется.
Большое внимание уделяется качеству и размеру дисплея, который должен соответствовать личным критериям, таким как контрастность, четкость и устойчивость к выцветанию на солнце. Иногда потенциально хорошую модель не замечают из-за плохой логики меню и навигации. В принципе, во всех последних моделях достаточно логичное и интуитивно-понятное меню.
Благодаря распространению Apple iPhone и Nokia 5800 многие из нас стали присматриваться к аппаратам с сенсорным дисплеем. Но есть проблема в том, что за необычный метод управления телефонов производители просят большие деньги. Об этом стоит помнить.
Телефонная книга и органайзер - необходимые атрибуты для делового человека. Обычно телефонная книга реализована как в памяти телефона, так и на SIM-карте. В современных аппаратах эти функции очень хорошо реализованы, так, например, на одного человека можно записать до 50 различных полей от номера сотового до адреса и любимых развлечений.
Еще одним немаловажным критерием в выборе является качество и громкость реализации звонка. Он должен быть громким, но в тоже время не резать слух. Виброзвонок - одна из важнейших функций в телефоне. Очень часто возникают такие ситуации, когда нежелательно, чтобы все слышали, что вам звонят [театр, кино, совещание и т.д.]. Поэтому качественный виброзвонок всегда плюс.
Среди самых полезных и удобных функций стоит отметить связи с компьютером или другим сотовым. Для этого используется передача/получение данных через интерфейсный кабель или Blutooth. Именно поэтому особой популярностью пользуются модели с этими функциями.
Для того чтобы владельцу было не скучно, практически в любом мобильном устройстве есть игры и поддержка музыкального формата Mp3. Более дорогие могут похвастать встроенным музыкальным плеером. Приятные мелочи!
Самым спорным и неоднозначным пунктом при выборе той или иной модели аппарата является дизайн и форм-фактор. Одному человеку может понравиться внешность какой-то модели, а другой скажет, что дизайн никуда не годится. Например, не секрет, что некоторые телефоны на фотографиях смотрятся лучше или хуже, чем они есть на самом деле.
В течение последних лет наблюдается сильная любовь покупателей к встроенным в аппараты цифровым фотокамерам. Сейчас на рынке можно найти телефоны, снимки с которых не уступают недорогим фотоаппаратам. 5 Mpix или 8 Mpix! Только вот зачем платить за это удовольствие по 20 – 25 тыс. рублей?
Для полной картины самого процесса поиска и выбора я специально зашел в десяток различных магазинов в центре города и поговорил с сотрудниками на эту тему.
- В течение рабочего дня мы продаем достаточно большое количество телефонов. При этом на одних клиентов нам приходится тратить много времени, поскольку они хотят разобраться во всех мелочах, а другие, напротив – совершают покупку, даже не вскрывая коробку, - говорит Светлана, продавец-консультант одного из магазинов на Кировке.
Но это мнение одной стороны – продавцов. А что думают простые покупатели по этому вопросу?
- Мне просто лень искать информацию в каталогах или Интернете по поводу всех моделей по цене от 3 до 5 тысяч, - поделился мнением один из клиентов салона сотовой связи при покупке телефона. – Это просто не моя задача и не моя цель.
Практически все продавцы согласились с мнением о том, что для успешной покупки стоит сначала оценить работу и интерфейс, взяв телефон в руки. И лишь после этого делать выбор. Вообще личное ощущение от общения с телефоном очень важная и первостепенная вещь, потому что от этого, главным образом, зависит, будете ли вы счастливы со своим приобретением.
Интересной лично для меня стала картина в салоне связи в ТРК «Горки». Молодой человек со своей девушкой пытались купить сотовый, но никак не могли выбрать модель. При этом молодой человек хотел, что бы покупка была очень хорошей по функциональным параметрам, а для девушки первостепенным была внешность и необычность форм-фактора. В итоге они купили телефон, который попался им на глаза совершенно случайно [а весь процесс выбора продолжался 45 минут]. Эта история наглядно говорит о том, что вкусы и потребности разных людей порой разнятся.
Кроме того, в выборе конечного устройства немаловажное место отводится позиционированию со стороны производителя посредствам рекламы и специальных акций. Среди специалистов по маркетингу есть мнение, что субъективные потребности поддаются объективному контролю и корректировке. И на самом деле, выражение «Реклама — двигатель торговли» имеет глубокий смысл: когда мы не знаем, что покупать, то покупаем наиболее укоренившееся в нашей памяти. Эволюция «телефонной рекламы» также произошла на наших глазах. Еще 5 лет назад ее практически не было ни на телевидение, ни на радио, а сейчас новинки мобильных устройств затмевают пиво! Жаль, конечно, когда действительно удачные модели пылятся на полках магазинов из-за нежелания производителей их раскручивать [жалобы на отсутствие средств мне кажутся смешными, это позиция вида «сколько угодно потерять, лишь бы не потратить»]. Но, с другой стороны, таковы реалии рынка, и не в наших силах их изменить. Но в наших силах самое главное - право выбора.
При всем желании купить мобильник за небольшие деньги с хорошими функциями все-таки можно. Было бы желание и возможности!