Рынок компьютерной техники лихорадит. Это чувствуется и в столице Южного Урала. Продажи компьютеров по итогам первого квартала 2009 года упали на 40% по отношению к 2008 году. Десятки магазинов вынуждены серьезно сократить свой ассортимент. А некоторые из них - на грани закрытия.
Первый квартал для всех без исключения компьютерных ритейлеров выдался крайне тяжелым. И без того сложную ситуацию с девальвацией рубля и отсутствием банковских кредитов усугубило падение спроса на компьютерную технику. Причём на корпоративном рынке падение в денежном исчислении составило по разным оценкам от 50% до 70%. Многие частные компании были не в состоянии закупать компьютерную технику и комплектующие. Спрос был стабилен только на товары первой необходимости. А вот массовый сегмент пострадал меньше.
- Компьютерный рынок меняется, сокращается число игроков, перераспределяются доли. Хуже всего сейчас приходится компаниям среднего размера. Многие специализированные компьютерные сети сейчас находятся в тяжелой ситуации либо уже закрылись. Наш формат гиппермаркетов электроники по определению обладает гораздо большей способностью генерить тафик, а сейчас очень тяжело именно привлечь покупателей в магазин, - рассказывает руководитель департамента «Цифровая техника» сети магазинов «М.Видео» Андрей Губанов.
Кризисные тенденции можно заметить практически в любом магазине. Не обошли они и рынок Южного Урала.
- Многие мелкие компании, возможно, вскоре вообще покинут рынок. Дело в том, что даже некоторые федеральные сети в данный момент находятся в весьма сложном положении из-за долгов перед поставщиками, - говорит pr-менеджер компании «Спарк Компьютерс» Марина Полянская. - Необходимо заметить, что большинство даже очень крупных компаний по старой привычке совершенно не ориентировались на глобальные изменения стиля жизни своего потребителя, на его потребности и желания. Это и стало причиной их падения.
Прямым следствием финансовых проблем игроков рынка компьютерного ритейла стало исчезновение с полок техники и комплектующих. Купить дорогой монитор, компьютер, ноутбук или МФУ становится все сложнее и сложнее. Дорогие товары стали заменяться более деше
выми и доступными, которые хоть как-то продаются. Поэтому лидерство на российском компьютерном рынке укрепили компании Acer и Asus, которые за апрель-июнь 2009 года продали 320 и 244 тысячи компьютеров соответственно [данные аналитической компании Gartner]. Их суммарная доля во втором квартале составила 28,5 процента. Год назад этот показатель равнялся 24,3 процента. Третье место по объему продаж ПК в России занимает HP, рыночная доля которой равна 7,6 процента.- Мы наблюдаем плавную эволюцию. Ноутбуки вытесняют десктопы, многофункциональный устройства поджимают принтеры. В структуре наших продаж большую часть занимают ноутбуки, - отмечает Андрей Губанов.
Лидером по продажам среди российских производителей компьютеров является Depo Computers. Во втором квартале текущего года эта компания продала на 15,2 процента ПК больше, чем квартал назад, и заняла 4,2 процента рынка.
По оценкам нашего интернет-издания, челябинский рынок компьютерного ритейла в первом полугодии 2009 года сократился почти на 42% с 6,8 млрд. рублей до 3,9 млрд. рублей в год. При этом во втором квартале 2009 года начала проявляться положительная динамика. Падение приостановилось. Стал наблюдаться незначительный рост продаж.
Наибольшую выручку за первый квартал получили федеральные компании бытовой техники и электроники. На долю «Эльдорадо», «М.Видео», «Мира» и «Техносилы» пришлось более 47% рынка [здесь и далее оценка интернет-издания MobiChel.Ru]. А вот специализированные магазины компьютерной техники взяли под контроль долю - 40,5%. При этом федеральные игроки увеличивают свою присутствие на рынке.
- Эта конкуренция носит совершенно стандартный характер. Местные игроки сильны своей гибкостью и близостью к клиентам. Они могут предоставить более персонифицированный сервис и традиционно им больше доверяют при покупке компьютерной техники, - делится мнением Андрей Губанов. С другой стороны, мы сильны нашими спецпредложениями, с которыми практически невозможно конкурировать на локальном уровне. Не редка ситуация, когда местные компании скупают у нас технику, а потом перепродают её с хорошей наценкой ничего не подозревающим клиентам. На нашей стороне также сила федерального бренда, мощная рекламная поддержка и понятная коммуникация.
Тем не менее, на рынке сохраняется тенденция, что при прочих равных условиях более «продвинутые» люди стремятся покупать технику в специализированных магазинах.
Среди локальных специализированных магазинов компьютерной техники лидерство на челябинском рынке удерживает компания «Спарк Компьютерс» [Spark computers] - доля 38,9%. Сеть магазинов включает в себя пять магазинов в Челябинске, а также три магазина по области - в Златоусте, Миассе и Чебаркуле.
С момента начала экономического кризиса компания была вынуждена закрыть один из своих магазинов в Челябинске. «Спарк Компьютерс» работает на компьютерном рынке с сентября 2000 года. Основными направлениями деятельности является продажа компьютеров, комплектующих, оргтехники, ноутбуков и цифровых фотоаппаратов.
Второй в Челябинске пока остается компания «Санрайз» - ее доля оценивается нами почти в 26%. Её магазин позиционируется как супермаркет компьютерной техники и сопутствующих товаров. Стоит отметить, что эта федеральная сеть сейчас пытается справиться с тяжёлыми последствиями кризиса. В течение последнего времени ассортимент магазина существенно снизился, постоянно возникают перебои с поставками новой техники, а в московских офисах компании прошли даже обыски.
С осени 2008 года к компаниям группы «Санрайз» были поданы иски от поставщиков и банков более чем на 700 млн. рублей, а в начале июня дистрибутор «Асбис» потребовал банкротства «Санрайза». Один из крупных кредиторов ритейлера «Альфа-банк», который в марте 2009 года подал иск на 30,2 млн. рублей сейчас является совладельцем ряда компаний «Санрайза».
Федеральная сеть компьютерных магазинов «Электрошок» немного отстает. Ее доля оценивается в 9,5%.
Остальные игроки, в числе которых компании «Элист», «Дайвер», «Элист2», «Альфа-Зеон», «Формоза» и другие совокупно занимают 25,7% рынка.
Для того чтобы выжить в столь сложных условиях, необходимо менять отношение к бизнесу. Ритейлеры отмечают, что средняя маржинальность с кризисом сократилась с 10-12% практически до нуля.
- В настоящее время в нашей компании происходит множество преобразований. Все эти преобразования направлены исключительно на выстраивание лояльных отношений с потребителями. Все что мы делаем, мы делаем для потребителей, - объясняет Марина Полянская. - В ближайшее время изменения коснуться клиентского сервиса, улучшения работы сервисной службы, развития и оптимизации интернет-магазина, расширение ассортиментной матрицы.
Аналитики отрасли считают, что наметившаяся стабилизация на рынке компьютерного ритейла обманчива, как и обманчива общая экономическая ситуация в стране. Специалисты схожи во мнении, что настоящее восстановление отрасли начнется не ранее весны 2010 года. До этого времени будут наблюдаться «взлеты и падения». А до этого времени в магазинах будут представлены недорогие компьютеры, ПК, цифровая техника и комплектующие.