Проект «Будь мобильным» подготовил отчет на основе аналитического исследования услуг фиксированного ШПД в Пермском крае за 2011 год. Согласно этим данным, проникновение услуг проводного Интернета в крае составило 45%, а в Перми превысило уровень 80%. Доступ в глобальную сеть имеется у 500 тыс. домохозяйств региона, из них 315 тыс. приходится на столицу Прикамья. За год количество пользователей Интернета в Пермском крае увеличилось на 18%, а в краевом центре рост составил 8%.

Минувший год для рынка Пермского края стал временем окончания M&A и интеграционных процессов. Ключевым событием года явилась интеграция бизнеса крупнейших операторов (завершение интеграции и ребрендинга «МТС» и «Комстар», покупка «МегаФоном» «Синтерры», присоединение «Уралсвязьинформа» к «Ростелекому»). Все это привело к усилению конкуренции на рынке в целом.

Еще один тренд - бурный рост абонентов в населенных пунктах края. Количество домохозяйств, подключившихся за пределами Перми, начало подбираться к количеству абонентов в самой Перми. По итогам года уровень проникновения фиксированного ШПД в крае составил 45%, что соответствует 500 тыс. домохозяйств. В Перми же аналогичный показатель составил 81,5%, что соответствует 315 тыс. домохозяйств. Здесь и далее указаны данные и оценки из аналитического исследования интернет-проекта «Будь мобильным».

Количество абонентов ШПД в Перми.

Еще в 2011 году активно рос мобильный ШПД. Доступ в Сеть с использование мобильного 3GИнтернета использует порядка 31,5% от всех абонентов Интернета в Пермском крае.

За год количество базовых станций стандарта 3G увеличилось в два раза. Параллельно с этим был реализован проект по переводу базовых станций на современные IP-технологии, что позволило улучшить качество голосовых сервисов и увеличить максимальные скорости мобильного Интернета. Модернизацией занимались все без исключения операторы. В итоге сервисами 3G могут пользоваться 80% жителей Пермского края.

Не отстал от мобильного и фиксированный ШПД. Благодаря активному развитию проводного Интернета в городах Пермского края растет и процент использования технологии Ethernet. 35% пользователей выходят в Сеть по технологии Ethernet. А вот доля xDSLпадает, и по итогам 2011 года составила 29,1%. Во многом это обусловлено модернизацией сетей передачи данных компанией «Ростелеком» и переводом своих клиентов на G-PONи оптоволокно («Ростелеком» является крупнейшим оператором ADSLв регионе).

Стуктура рынка ШПД по типам подключения в Перми.

Рынок Пермского края

Несмотря на то, что в регионе работает около 60 Интернет-провайдеров, значимые абонентские базы и рыночную долю имеют порядка шести-семи.

По состоянию на январь 2012 года лидером среди провайдеров фиксированного ШПД Пермского края по абонентской базе является компания «Ростелеком». Услугами компании пользуется около 210 тыс. домохозяйств.

Абонентские базы интернет-провайдеров Пермского края.

Стоит отметить, что «Ростелеком» является одним из операторов, услуги которого доступны жителям практически всех населенных пунктов в крае. Компания обладает самой разветвленной сетью, которая позволяет оказывать услугу доступа в Интернет как по технологии ADSL, так и по технологии «оптика до квартиры». Компания занимает лидирующие позиции по покрытию  ШПД в Пермском крае.

- ОАО «Ростелеком»  в  2011 году продолжил строительство оптической сети по технологии GPON. В прошлом году в Пермском крае было построено более 70 тыс. портов, в таких городах как Пермь, Березники, Соликамск, Кудымкар, Очер, Чайковский, Кунгур, Лысьва, Чусовой, Чернушка, Оса, Нытва, Горнозаводск, Добрянка, Верещагино, Краснокамск, Губаха, - приводит данные Евгений Цвет, начальник отдела по связям со СМИ пермского филиала компании «Ростелеком». – В части тарифных предложений, мы вывели на рынок пакетные предложения для наших клиентов: помимо популярной «Домашней маТРЕШКи» в четвертом квартале 2011 года начались продажи «Домашней ЧЕТЫРЕшки». Предложение объединяет «Домашний интернет», «Домашний телефон», «Домашнее телевидение» и мобильную связь.

Вторым в Пермском крае с результатом 170 тыс. абонентов является провайдер «ЭР-Телеком», работающий под брендом «ДОМ.РУ». Доля компании в регионе составляет 34,2%.

Оператор МТС занял почетное третье место. Его клиентами являются 38,5 тыс. домохозяйств, доля рынка 7,7%. В настоящее время МТС оказывает услуги проводного доступа в Интернет в Перми, Добрянке и Соликамске. При этом в Перми и Добрянке зона покрытия превышает 80%, а в Соликамске сеть будет достроена до аналогичных показателей в 2012 году, обещают в компании. На текущий год МТС запланировала выход и в другие города Пермского края.

«Билайн» прочно обосновался на четвертой позиции. Проводным Интернетом этого оператора пользуется порядка 30,5 тыс. домохозяйств Пермского края. В компании подчеркивают, что 2011 год был очень продуктивным. Оператор запустил домашнее телевидение и почти в два раза увеличил территорию покрытия ШПД.

Доля рынка интернет-провайдеров Пермского края по абонентам.

На пятом месте оказался провайдер «Сатурн-Р» с результатом 12,5 тыс. абонентов. В ТОП-7 лидеров рынка также попали «Пермская телефонная компания» и «Сателит-Сервис» - 6 тыс. и 3 тыс. соответственно. Остальные операторы занимают менее 6% рынка Пермского края.

Рынок Перми

А вот в столице Прикамья ситуация складывается совершенно иначе, чем в целом в крае. Лидером рынка проводного ШПД в Перми с большим отрывом от конкурентов является провайдер «ДОМ.РУ». Он занимает почти 54% рынка, а абонентская база в январе 2012 года составляла 170 тыс.

На втором месте по количеству абонентов - «Ростелеком». К сети оператора подключено 65 тыс. домохозяйств, а доля рынка составляет 20,4%. Причем в последние месяцы 2011 года компания увеличила количество новых абонентов засчет запуска новых тарифов. По данным представителей «Ростелекома», наибольшей популярностью пользовались тарифы линейки «Домо-минимум»: скорость 2 Мбит/с с абонентской платой 299 рублей в месяц для Перми (389 рублей в месяц для Пермского края).

Абонентские базы интернет-провайдеров Перми.

Кроме того, у жителей Перми появилась возможность подключения Интернета с максимальной скоростью до 40 Мбит/с на оптике по технологии GPONпо спеццене.

В тройку лидеров рынка с долей 12,2%  также вошел МТС. Абонентская база оператора в Перми оценивается на уровне 35 тыс. домохозяйств.

В 2011 году МТС активно модернизировал собственные сети. Сейчас используются одновременно две технологии подключения - DOCSISи FTTB.

- В 2012 мы планируем полностью завершить программу перехода на FTTB, в том числе в малых городах. По технологии FTTBстроится вся новая сеть, - подчеркивает пресс-секретарь МТС-Урал Дарья Вольхина.  - В Перми в 2011 году была проведена модернизация  технологического «ядра» сети, полностью обновлено оборудование системы коммутации и маршрутизации трафика, что позволит в 2012 году значительно повысить скорости доступа в Интернет, а также запустить новые услуги.

В МТС также фиксируют интересную особенность. Пакетные предложения выбирают вдвое больше абонентов, чем отдельно услугу проводного доступа в Интернет. Причина заключается в том, что одновременное подключение двух услуг дает существенную экономию.

Доля рынка интернет-провайдеров Перми по абонентам.

Четвертым по количеству абонентов стал «Билайн». В его активе 27 тыс. абонентов и доля рынка 8,5%. По сравнению с прошлым годом абонентская база по Перми выросла в два раза. Зона покрытия увеличилась на 30%. Что касается предпочтений пользователей, то самый популярный тариф – «Безлимит 450». Скорость интернета на нем составляет 2 Мбит/с за абонентскую плату 450 рублей. Второй по популярности тариф – «Скорость+». Он предполагает 30 Гб трафика в месяц на скорости 20 Мб/сек. Стоимость – 550 рублей.

- Абонентам очень нравится телевидение от «Билайн», они с удовольствием подключают услугу «видео по запросу». Также у нас есть выгодные предложения при подключении пакета услуг, которые пользуются большим спросом, - рассказывает Юлия Головкова, специалист по внешним коммуникациям пермского филиала компании «Вымпелком» («Билайн»).

«Сатурн-Р» замкнул пятерку крупнейших операторов фиксированного ШПД в Перми с долей рынка 3,1%. Компания не раскрывает данных по количеству абонентов, однако, по нашим оценкам, абонентская база оператора составляет 10 тыс. домохозяйств.

Совокупный объем массового рынка фиксированного ШПД в Перми оценивается нами на уровне 1,7 млрд. рублей в год [$57 млн.]. Это на 5% больше, чем в 2010 году.

По итогам 2011 года ARPU (среднемесячный доход на одного абонента) у пермских провайдеров практически не изменился и составил 416 рублей. Рост ARPUтакже обусловлен запускам новых сервисов и пакетных тарифов, включающих услуги по отмене ограничения скоростей, антивирусов, бесплатным музыкальным сервисам и т.п.

Одной из отличительных особенностей рынка ШПД как  в массовом, так и в корпоративном сегменте  является  предложения операторами комплексного продукта, по принципу tripleplay.  В конечном итоге абонент, получив ШПД, приобретает необходимый современный комплекс телекоммуникационных услуг: телефонную связь, высокоскоростной Интернет, кабельное телевидение. В этой связи весьма предпочтительными являются позиции операторов, обладающих значительной абонентской базой с реализацией последней мили. За счет дополнительных сервисов операторы в прошлом году увеличили выручку на 5-10%.

ARPU интернет-провайдеров Перми.

Отличительной чертой рынка ШПД массового сегмента является не изменение стоимости по тарифу, а  предложение дополнительных «опций». То есть за те же деньги у некоторых операторов вы можете пользоваться, к примеру, опцией увеличения скорости, фиксированным IP, антивирусами, возможностью оплатить услугу в кредит или скидкой на другой продукт оператора.

В корпоративном сегменте в основном идет битва за стоимость полосы, показывая тенденцию к снижению. Но если физическому лицу проще принять предложение конкурента, то юридические лица, в основном, решения о смене оператора принимают реже. И отношения строятся на индивидуальном подходе: персональном менеджере, условиях оплаты, возможности отсрочки платежа и т.д.

Следующей особенностью можно назвать то, что на рынке возникает много новых моделей, связанных с интернетом, M2M (machine to machine), облачными вычислениями, финансовыми услугами.

Основным требованием корпоративного сегмента является безопасность передачи данных, поэтому юридические лица все чаще пользуется услугой IP-VPN, другими словами единой корпоративной выделенной сетью на основе ресурсов сети общего пользования с полным спектром телекоммуникационных услуг и гарантией качества обслуживания.

На 2012 год планы у пермских операторов глобальные:

- В 2012 году мы сделаем акцент на повышении качества, как наших услуг, так и уровня сервисного обслуживания. Мы продолжим инвестиции в дальнейшее развитие оптической сети, увеличивая как число городов, в которых предоставляется доступ в сеть Интернет по технологии GPON, так и число портов в тех населенных пунктах, где данная сеть уже построена. Запущен новый сервис «Безопасный дом», «Безопасный дом» - услуга для защиты квартиры или дома от краж, нападений, пожаров, заливов. В квартире абонента устанавливается и подключается к сети Интернет комплект оборудов ания, который круглосуточно передает информацию о безопасности объекта в мониторинговый центр, - рассказали в «Ростелекоме».

- На 2012 год МТС запланировала выход в несколько новых городов Пермского края и завершение модернизации сети в Перми и городах присутствия. Модернизация позволит повысить скорости Интернета для абонентов и качество кабельного ТВ, а также начать трансляцию цифрового ТВ. Также в Перми во второй половине года будет продолжено строительство сети по технологии FTTBв отдаленных микрорайонах города, - делятся планами в МТС. - В конце февраля начинается коммерческая эксплуатация кабельного телевидения в Добрянке, которая стала возможной благодаря проведенной в 2011-2012 года модернизации сети в этом городе.

- В 2012 году мы планируем продолжить расширение зоны действия сети «Билайн». Также планируется запуск дополнительных сервисов. Мы уже предложили пользователям игровые сервисы, в планах – создание файлообменных серверов. За счет этого мы постараемся увеличить нашу долю рынка в сегменте ШПД. И, конечно, мы будем продолжать повышать надежность наших услуг и доверие наших клиентов, - планируют в «Билайне». 

Галерея