Проект «Будь мобильным» подготовил отчет на основе аналитического исследования услуг фиксированного ШПД в Свердловской области за 2011 год. Согласно этим данным, проникновение услуг проводного Интернета по области составило 55%, а в Екатеринбурге превысило уровень 80%. Доступ в глобальную сеть имеется у 1,05 млн. домохозяйств региона, из них 575 тыс. приходится на уральскую столицу. За год количество пользователей Интернета в Свердловской области увеличилось на 32%, а в областном центре рост составил 17%.
Минувший год для рынка Свердловской области стал временем окончания M&A и интеграционных процессов. Ключевым событием года явилась интеграция бизнеса крупнейших операторов (завершение интеграции и ребрендинга «МТС» и «Комстар», покупка «МегаФоном» «Синтерры», присоединение «Уралсвязьинформа» к «Ростелекому»), а также выход на рынок новых игроков, таких как «ЭР-Телеком». Все это привело к усилению конкуренции на рынке в целом.
Еще один тренд - бурный рост абонентов в населенных пунктах в области. Количество домохозяйств, подключившихся за пределами областного центра, вплотную подобралось к количеству абонентов в самом Екатеринбурге. По итогам года уровень проникновения фиксированного ШПД в Свердловской области составил 55%, что соответствует 1,05 млн. домохозяйств. В Екатеринбурге же аналогичный показатель составил 80,4%, что соответствует 575 тыс. домохозяйств. Здесь и далее указаны данные и оценки из аналитического исследования интернет-проекта «Будь мобильным».
Еще в 2011 году активно рос мобильный ШПД. Доступ в Сеть с использованием мобильного 3G Интернета использует порядка 41,6% от всех абонентов Интернета в Свердловской области.
За год количество базовых станций стандарта 3G на Урале увеличилось в 2,5 раза. Параллельно с этим был реализован проект по переводу базовых станций на современные IP-технологии, что позволило улучшить качество голосовых сервисов и увеличить максимальные скорости мобильного Интернета. Модернизацией занимались все без исключения операторы. В итоге сервисами 3G могут пользоваться 85% жителей Свердловской области.
Не отстал от мобильного и фиксированный ШПД. Благодаря активному развитию проводного Интернета в городах Свердловской области растет и процент использования технологии Ethernet. 37,9% пользователей выходят в Сеть по Ethernet. А вот доля xDSL падает, достигнув к концу 2011 года 19,2%. Во многом это обусловлено модернизацией сетей передачи данных компанией «Ростелеком». Сейчас «Ростелеком» переводит своих клиентов на G-PON и оптоволокно.
Рынок Свердловской области
Несмотря на то, что в регионе работает около сотни интернет-провайдеров, значимые абонентские базы и рыночную долю имеют порядка 15-17.
По состоянию на январь 2012 года лидером среди провайдеров фиксированного ШПД Свердловской области по абонентской базе является компания «Ростелеком». Услугами компании пользуется 241 тыс. абонентов.
Стоит отметить, что проводной Интернет от компании «Ростелеком» доступен практически во всех населенных пунктах Свердловской области. Компания обладает самой разветвленной сетью, которая позволяет оказывать услугу доступа в Интернет как по технологии ADSL, так и по технологии FTTH (оптика до квартиры). «С вводом волоконно-оптического кабеля до поселка Гари будет завершена обширная программа подключения всех райцентров Свердловской области к современным телекоммуникационным услугам», - отмечают в «Ростелекоме».
Вторым в Свердловской области с результатом 138 тыс. абонентов является провайдер «Кабинет». А вот на третье место вышел оператор «Билайн», нарастивший абонентскую базу за год более чем в два раза. Проводным Интернетом «Билайна» пользуется порядка 125 тыс. домохозяйств области. На четвертом месте оказался провайдер «Планета» с результатом 79,5 тыс. абонентов. Пятерку лидеров рынка замыкают «Конвекс» и «Акадо-Екатеринбург» - 72 тыс. и 63,5 тыс. соответственно. Также в топ-10 входят «МТС», «Инсис», «Интерра» и «Нижнетагильские компьютерные сети».
Рынок Екатеринбурга
Интересно также рассмотреть рынок фиксированного Интернета в Екатеринбурге отдельно. Здесь ситуация складывается совершенно иначе, чем в целом по области.
Лидером рынка проводного ШПД в Екатеринбурге является провайдер «Кабинет». Он занимает 21,5% рынка, а абонентская база в уральской столице составляет 131 тыс.
На втором месте по количеству абонентов провайдер «Планета». К сети оператора подключено 77,5 тыс. домохозяйств, а доля рынка составляет 12,8%.
В тройку лидеров рынка с долей 12,2% также вошел оператор «Билайн». Абонентская база оператора в Екатеринбурге составляет 74 тыс. домохозяйств.
Для екатеринбургского филиала компании «Вымпелком», которая работает под брендом «Билайн», 2011 год стал временем бурного роста. Оператор начал предоставлять свои услуги в Среднеуральске, Верхней Пышме, Первоуральске, Новоуральске, а так же в поселке Верхнее Дуброво. Кроме того, екатеринбургский филиал предоставляет своим абонентам услугу IPTV. Сбалансированный набор услуг кабельного телевидения и проводного интернета позволил «Билайну» в минувшем году значительно укрепить свои позиции на рынке.
- Благодаря современному оборудованию, абоненты «билайновского» интернета могут смотреть на своих телевизорах до 200 каналов, в том числе 24 канала в качестве HD, - отмечает Ксения Балашова, пресс-секретарь екатеринбургского филиала компании «Вымпелком». - Что касается предпочтений пользователей в Интернете, то наиболее популярными являются тарифы крайних диапазонов тарифной линейки. С одной стороны, цена продолжает играть важную роль в выборе провайдера у большой доли клиентов, но и с другой стороны, скорость (ширина канала доступа) является серьезным критерием для той части пользователей, для кого доступ в интернет это не только веб-серфинг и общение в социальных сетях.
Четвертым по количеству абонентов в столице Урала стал провайдер «Акадо-Екатеринбург». В его активе 63,5 тыс. абонентов и доля рынка 10,5%.
«Ростелеком» замкнул пятерку крупнейших операторов фиксированного ШПД в Екатеринбурге с долей рынка 9,6%. Компания не раскрывает данных по количеству абонентов по городам, однако, по нашим оценкам, абонентская база оператора составляет 58 тыс. домохозяйств. Оператор активно модернизирует свою сеть.
Наибольший прирост абонентов в последние месяцы компании обеспечил федеральный тариф-конструктор «Домоминимум» с множеством настроек и опций, которые позволяют гибко настраивать услугу под себя. Большой популярностью пользуются услуги позволяющие увеличить скорость, отменить ограничения, а также белый IP-адрес. Все больше абонентов пользуются антивирусным ПО, которое также можно приобрести через систему дистанционного обслуживания – «UКабинет».
- Сейчас существует большой спрос на оптический доступ по причине его универсальности. Практически неограниченная полоса пропускания позволяет предоставлять весь спектр самых современных телеком услуг: высокоскоростной доступ в Интернет, интерактивное телевидение, SIP-телефония, - комментируют ситуацию в пресс-службе екатеринбургского «Ростелекома».
Провайдер «Конвекс» (55 тыс.) и «МТС» (53 тыс.), по нашим оценкам, занимаю доли 9,1% и 8,7% соответственно.
Для МТС на рынке фиксированного интернета и платного телевидения Свердловской области минувший год стал периодом активного роста и качественных изменений. С апреля 2011 года компания «Комстар» (торговая марка «Стрим») окончательно перешла на работу под брендом МТС. В минувшем году в Екатеринбурге и ряде других городов появились объединённые салоны МТС, занимающиеся обслуживанием клиентов как мобильных, так и фиксированных услуг. Во всех салонах розницы МТС стало можно подключиться к услугам проводного интернета и кабельного ТВ.
- В рамках интеграции в Екатеринбурге была проведена значительная модернизация сети фиксированной связи. В результате на технологию FTTB переведена вся фиксированная сеть МТС в Екатеринбурге (более 250 000 домохозяйств), что позволило обеспечивать жилые дома каналами доступа в Интернет с пропускной способностью до 100 Мбит/с и обновить тарифную линейку. На самых популярных тарифах скорости были увеличены в два раза, появилось новое предложение – тариф «ВИП» с неограниченной скоростью в ночное время, - отмечает Дарья Вольхина, пресс-секретарь МТС-Урал.
Совокупная доля других Интернет-провайдеров составляет 15,7%. Среди них «Инсис», «ТТК», «Руском», «МегаФон»и другие. Отдельно стоит упомянутькомпанию «ЭР-Телеком» (работает под брендом «ДОМ.РУ»), которая всего за год смогла подключить более 20 тыс. абонентов в Екатеринбурге, и стала самым динамично развивающимся игроком на рынке.
- За 2011 год монтированная емкость сети «ЭР-Телеком» в Екатеринбурге возросла с 9 тысяч до 240 тысяч домохозяйств (это около 65% от их общего числа). Пропускная способность сети - 1 Гб/c до здания - обеспечивает максимально высокую скорость передачи данных, а ее 100-процентное резервирование значительно снижает риск возникновения внештатных ситуаций и позволит решать их удаленно, без выезда специалистов. В настоящее время услуги «Дом.ru» доступны жителям 6 из 7 районов Екатеринбурга. В 2012 году мы намерены завершить строительство сети и планомерно увеличивать свою долю на телеком-рынке города, - рассказывают в пресс-службе «ЭР-Телеком» (бренд «Дом.ru»). - По нашим данным на 1 февраля 2012 года услугой широкополосного доступа в интернет «Дом.ru» пользуется 33 тысячи жителей Екатеринбурга.
Совокупный объем массового рынка фиксированного ШПД в Екатеринбурга оценивается нами на уровне 2,4 млрд. рублей в год [$80 млн.]. Это на 9% больше, чем в 2010 году.
По итогам 2011 года ARPU (среднемесячный доход на одного абонента) у екатеринбургских провайдеров практически не изменился и составил 396 рублей. При этом тенденции к снижению этого показателя нет. Рост ARPU также обусловлен запускам новых сервисов и пакетных тарифов, включающих услуги по отмене ограничения скоростей, антивирусов, бесплатным музыкальным сервисам и т.п.
Основные тренды
Одной из отличительных особенностей рынка ШПД как в массовом, так и в корпоративном сегменте является предложения операторами комплексного продукта, по принципу tripleplay. В конечном итоге абонент, получив ШПД, приобретает необходимый современный комплекс телекоммуникационных услуг: телефонную связь, высокоскоростной Интернет, кабельное телевидение. В этой связи весьма предпочтительными являются позиции операторов, обладающих значительной абонентской базой с реализацией последней мили. За счет дополнительных сервисов операторы в прошлом году увеличили выручку на 10-20%.
Отличительной чертой рынка ШПД массового сегмента является не изменение стоимости по тарифу, а предложение дополнительных «опций». То есть за те же деньги у некоторых операторов вы можете пользоваться, к примеру, опцией увеличения скорости, фиксированным IP, антивирусами, возможностью оплатить услугу в кредит или скидкой на другой продукт оператора.
В корпоративном сегменте в основном идет битва за стоимость полосы, показывая тенденцию к снижению. Но если физическому лицу проще принять предложение конкурента, то юридические лица, в основном, решения о смене оператора принимают реже. И отношения строятся на индивидуальном подходе: персональном менеджере, условиях оплаты, возможности отсрочки платежа и т.д.
Следующей особенностью можно назвать то, что на рынке возникает много новых моделей, связанных с интернетом, M2M (machine to machine), облачными вычислениями, финансовыми услугами.
Основным требованием корпоративного сегмента является безопасность передачи данных, поэтому юридические лица все чаще пользуется услугой IP-VPN, другими словами единой корпоративной выделенной сетью на основе ресурсов сети общего пользования с полным спектром телекоммуникационных услуг и гарантией качества обслуживания.
На 2012 год планы у уральских операторов глобальные:
- Наша компания будет продолжать инвестировать в строительство оптических сетей как в Екатеринбурге, так и в области, что позволит расширить перечень оказываемых услуг и улучшить их качество. Непременно будет совершенствоваться системы дистанционного обслуживания абонентов, чтобы пользователь могли самостоятельно подключать услуги, настраивать опции и даже оплачивать их, не обращаясь в Центры обслуживания, - рассказали в «Ростелекоме».
- На 2012 год компания МТС запланировала масштабную модернизация и стройку в городах Свердловской области. В городах присутствия планируется замена устаревших технологий и оборудования, а также расширение зоны покрытия. Всего в Свердловской области будет модернизировано порядка 284 000 домохозяйств, - делятся планами в МТС. - Также будет продолжено активное внедрение конвергентных продуктов и услуг как на массовом, так и на корпоративном рынке. В 2012 году планируется значительное расширение сети обслуживания абонентов фиксированных услуг МТС за счет ресурсов собственной розничной сети МТС.
О региональной экспансии также говорят в «Вымпелкоме».
- В 2012 году наша компания планирует продолжить экспансию в города области, а также увеличить клиентскую базу на существующей сети и, таким образом, увеличить долю рынка.