В ожидании появления отечественного оборудования для сетей мобильной связи 4G и 5G участники рынка наладили импорт маршрутизаторов, базовых станций и некоторых видов контроллером в Россию по схемам параллельного импорта. Текущий объём поставок позволяет операторам проводить плановую модернизацию своих сетей. Правда, ввезённое по параллельному импорту оборудование стоит значительно дороже. Кроме того, серые схемы негативно влияют на желание операторов вкладываться в развитие отечественного оборудования.
По статистике таможенной службы, за 12 месяцев 2023 года объём поставленных в Россию базовых станций связи и их компонентов (приёмопередатчиков, выносных радиоблоков и радиомодулей) вырос на 15% в штучном выражении - до 85,7 тыс. единиц, а также на 56% в денежном - до $205 млн. По данным издания «Коммерсантъ», в основном поставляется оборудование таких брендов, как Huawei, Ericsson и Nokia. При этом оборудование Ericsson и Nokia поставляется по механизмам параллельного импорта: обе компании объявили о прекращении любых операций в России еще в 2022 году.
По мнению участников рынка, рост объёмов импорта в денежном выражении выше штучного связан с переходом операторов на более мелкие закупки. Также на стоимости поставок отразились дополнительные издержки, включая рост комиссий и расходы на логистику.
Новые схемы получения оборудования изменили подходы операторов к капитальным затратам. В условиях ограничений они в основном уделяют внимание расширению пропускной ёмкости уже существующих базовых станций, а не увеличению их количества. В настоящее время строительство площадок для размещения нового оборудования в год не превышают 4–10% от объёма сети, говорят участники рынка, подчёркивая, что старых запасов и импортных поставок «на насущные нужды хватает», а про запас сейчас никто не покупает. При этом объём текущих поставок составляет около половины от потребностей уровня 2021 года.
Примечательно, что на закупки по механизму параллельного импорта крайне негативно отечественные производители оборудования. Они выражают опасения, что «эффективный параллельный импорт, который может быть ещё активнее, чем отражают таможенные данные» негативно отразится на импортозамещении, поскольку «начальный запал предприятий и операторов закупать российские аналоги, по сути, пропал».
Вместе с этим, ряд сотовых операторов уже приступил к коммерческой эксплуатации российского оборудования. Правда, пока это происходит точечно.
Так, МегаФон завершил тестирование и в качестве пилотного проекта внедрил на своей сети транспортное IP-оборудование от российской компании B4COM. Новые маршрутизаторы способны увеличить пропускную способность транспортной сети до 100 Гбит/c, что позволит решить задачу по импортозамещению и справиться с возрастающим объемом передаваемого интернет-трафика.
Кроме того, участники рынка тестируют совместимость фрагментов сетей 5G с существующими средствами связи, а также проверяют систему динамического управления радиочастотным спектром. Тестированием занимается ООО «Новые цифровые решения», являющееся совместным предприятием оператором «Билайн», «Мегафон», МТС и Tele2. В качестве тестовых территорий заявлены: Москва, Санкт-Петербург, Казань, Новосибирск, Нижний Новгород, Московская и Ленинградская области.