За период с января по июнь 2023 года общее число покупок в российских интернет-магазинах выросло на 20% по сравнению с предыдущим полугодием. Обороты платежей увеличились на 17%, а количество покупателей выросло на 6%. К таким выводам пришли аналитики сервиса для приёма онлайн и офлайн-платежей ЮKassa.
Несмотря на трудности, с которыми российский рынок e-commerce столкнулся за последние несколько лет, он продолжает развиваться. По прогнозу Data Insight, в 2023 году объём онлайн-продаж достигнет 7,4 трлн рублей, а количество выполненных заказов составит 4,6 млрд.
Одним из главных драйверов роста онлайн-торговли остаются маркетплейсы. Они создают привлекательные условия для селлеров и заполняют почти все ниши, в том числе те, которые освободились после ухода иностранных брендов с российского рынка. По данным аналитиков ЮKassa, за первые шесть месяцев этого года количество покупок на маркетплейсах выросло на 22% по сравнению с предыдущим полугодием. Обороты платежей стали на 13% больше.
По словам экспертов, заработать в интернете могут не только крупные маркетплейсы, но и небольшие интернет-магазины, особенно если они специализируются на товарах для дома, одежде и на нишевых товарах, например для рыбалки, спорта и активного отдыха. Рынок развивается в том числе за счёт перетока из офлайна в онлайн.
Чтобы привлекать новых клиентов и сохранять доверие существующих, интернет-магазинам необходимо в постоянном режиме улучшать сервис. Успешные продавцы уже не могут работать без бесшовных платёжных сценариев и большого разнообразия способов оплаты, доступных покупателям. Многие подключают оплату по частям, чтобы повышать конверсию и средний чек.
Среди маленьких магазинов на 92% выросло количество площадок, которые продают товары для охоты и рыбалки. Обороты таких магазинов увеличились более чем втрое, как и число покупок, а средний чек стал на 6% больше и составил 7 122 рубля. На 65% выросло число небольших магазинов, которые продают товары для дома. Их обороты увеличились на 81%, число покупок - на 46%, а средний чек - на 24%, до 1 199 рублей.
В первом полугодии заметный рост продемонстрировали также средние магазины мужской и женской одежды - их стало на 52% больше, чем в июле-декабре 2022 года. Обороты платежей таких интернет-магазинов выросли на 68%, покупок стало на 55% больше, а средний чек вырос на 9% и составил 11 490 рублей.
За первые шесть месяцев этого года обороты салонов красоты и парикмахерских в онлайне выросли относительно июля-декабря 2022 года более чем в два раза, как и число платежей. Средний чек увеличился на 16% и составил 2 023 рубля.
Оборот госплатежей за 6 месяцев текущего года вырос на 75%. Самих платежей стало на 46% больше, а число плательщиков увеличилось более чем вдвое. Средний чек вырос на 20% и составил 423 рубля.
Растёт и количество платежей в социальных сетях. Сюда относится также оплата услуг в российских дейтинговых сервисах, которые получили приток новых пользователей после ухода Tinder. За отчётный период обороты платежей в этой категории выросли на 44%, число покупок - на 28%, а средний чек - на 13%, до 244 рублей.
Ещё одна тенденция - рост благотворительных платежей. В 2022 году Россия вошла в десятку стран с самым большим ростом индекса благотворительности. С 67-го места, которое было в 2020 году, Россия поднялась до 30-го. В этом году рост продолжается. В январе-июне обороты благотворительных фондов увеличились на 44% по сравнению с предыдущим полугодием. Пожертвований стало на 12% больше, а благотворителей - на 18% больше. Средний платёж вырос на 28% и составил 128 рублей.
Продолжает развиваться и рынок онлайн-образования, который демонстрировал большой рост последние три года. В январе-июне обороты платежей за онлайн-курсы, мастер-классы и прочие образовательные услуги выросли на 18%, как и количество покупок. Плательщиков стало на 5% больше, чем в июле-декабре 2022 года, а средний чек не изменился и составил 3 236 рублей.
Общая доля платежей картами за отчётный период снизилась на 4% и составила 74%. При этом доля платежей через SberPay выросла на 15%, сейчас она достигает 11%. Около 8% занимает оплата кошельком ЮMoney, который остаётся популярной альтернативой ушедшим «пеям». Ещё 7% приходится на другие методы, среди них - оплата привязанными к Сбер ID картами, по QR-коду и через MirPay.