Согласно исследованиям компании Navteq, опыт использования сервисов навигации имеют только 40% жителей России. Причем этот показатель выше, чем в Мексике, Индии и Бразилии, но ниже, чем в Китае, Европе и США. Несмотря на это российские специалисты считают уровень проникновения сервисов навигации, рассчитанный Navteq, завышенным.
Компания Navteq опубликовала данные онлайн-опроса, проведенному в начале 2011 года относительно уровня проникновения сервисов навигации и картографии. Согласно полученным данным, менее 40% жителей России когда-либо использовали навигационные устройства и сервисы, включая встроенные автомобильные и портативные навигаторы, а также навигационные приложения в мобильных телефонах и смартфонах.
Стоит отметить, что опрос проводился в 13 странах мира, включая Россию, а именно в Австралии, Бразилии, Китае, Франции, Германии, Индии, Индонезии, Италии, Мексике, Польше, Великобритании и США.
Navteq -компания, основанная в 1985 с центральным отделением в Чикаго. Ведущий в мире производитель цифровых карт и других данных для геоинформационных систем, используемых в многочисленных пакетах программного обеспечения, включая системы навигации Garmin, Magellan, Lowrance, BMW, Nissan и карты Bing Maps, Yahoo Maps, MapQuest и Nokia OVI Maps. В 2008 году куплена компанией Nokia и до настоящего времени является дочерним предприятием финского вендора.
Исследователи отмечают, что в Европе, где навигационный рынок является более зрелым, чем в России, число потребителей, когда-либо использовавших навигационные устройства, превышает 50%, а в Германии и Франции этот показатель приближается к 60%. В США и Австралии опыт использования портативной навигации есть у 46% и 53% потребителей соответственно.
В странах азиатско-тихоокеанского региона доля жителей с опытом использования портативной навигации сильно разнится. Так, в Китае этот показатель составил 56%, в то время как в Индонезии – 35%, а в Индии – всего 17%. В странах Латинской Америки – Мексике и Бразилии – 25% и 33% соответственно когда-либо использовали навигационные устройства.
Среди трендов потребительской навигации аналитики отмечают увеличение использования встроенных автомобильных навигаторов, за которыми следуют портативные автомобильные навигаторы и мобильные телефоны. Этот тренд аналитики наблюдают в 11 из 13 исследуемых странах, включая те, где сейчас наибольший опыт использования портативной навигации приходится на мобильные телефоны.
Тем не менее, российские эксперты не склонны считать данные, полученные Navteq, отражающими российскую реальность. По мнению Александра Буянова, руководителя проекта навигационных сервисов «Прогород» компании «Сидиком», цифры по России, приведенные в отчете, сильно завышены.
- Согласно нашим данным, подкрепленным информацией о продажах спутниковых навигаторов и смартфонов-коммуникаторов с GPS-модулем, количество пользователей, имеющих опыт использования навигации в России не превышает 10%, а скорее, эта цифра близка к 6-7%, - отмечает Александр Буянов в интервью изданию CNews.
По его данным, распределение проникновения навигации по России неравномерно - в крупных городах оно выше, в мелких ниже: в Москве, к примеру, эта цифра достигает примерно 18 - 20%, а в Санкт-Петербурге-12-15%.
С учетом того, что опрос проводился среди пользователей интернета, результаты отражают действительную картину, считает Александр Селиверстов, директор по маркетингу компании «Контент Мастер», производителя навигаторов Shturmann (входит в состав «М2М Телематика»): «Я думаю, что количество российских интернет-пользователей, обладающих опытом использования потребительских навигационных устройств, будет постепенно расти. По моим оценкам, уже в 2011 году этот показатель может достигнуть 45%, а в 2012 году его можно будет сравнить с Францией и Италией».
Если же говорить об общей массе населения России, то процент пользователей навигационных продуктов значительно ниже. Аналитики SmartMarketing, к примеру, указывают цифру всего 3,5-5%.
Между тем навигационные услуги будут развиваться высокими темпами. Активный рост пользователей сервисов навигации будет обусловлен постепенным снижением цен на навигаторы, использованием навигационных сервисов в различных потребительских устройствах и развитием новых сегментов навигационного рынка.