Оператор МТС подвел итоги работы своей монобрендовой розничной сети в минувшем году и обозначил планы на 2012 год. Оператор планирует изменить подходы к развитию ритейла и начать активнее работать с предпринимателями в регионах по франчайзинговой схеме.

МТС сделала ставку на развитие собственной монобрендовой розницы еще три года назад после серьезного конфликта с «Евросетью». Тогда это выглядело, как попытка компенсации потери доли в новых подключениях. Однако сейчас ситуация изменилась кардинальным образом.

Розница МТС насчитывает 4150 магазинов. Она вторая в России по количеству салонов.

Представители оператора отмечают, что по итогам января 2012 года на монобрендовую сеть компании приходилось порядка 40% от общего числа продаж sim-карт МТС на Урале. ARPU и срок жизни абонентов, подключенных через собственную сеть, выше на 20% по сравнению с абонентами, привлеченными через другие каналы.

В настоящее время на Урале розничная сеть МТС насчитывает 347 салонов, из которых 86 уже работают по франшизе. В компании подчеркивают, что чувствуют возможность открытия еще 90 таких салонов, сделав розницу более операторско-ориентированной и доступной в небольших населенных пунктах. Кроме того, акцент с продажи отдельных мобильных устройств и цифровой техники перейдет на операторские сервисы и финансовые услуги.

По словам коммерческого директора по розничному рынку «МТС Урал» Сергея Третьякова, если раньше розничная сеть МТС строилась по принципам сотовой розницы (продавалось много разных телефонов), то теперь компания делает акцент на продаже услуг и гаджетов, которые генерируют выручку оператору, и снижают продажи непрофильных товаров.

В МТС отметили, что активная фаза развертывания розничной сети на Урале практически закончена. Однако остались регионы, где имеется большой потенциал для развития. В частности, это Свердловская область, ХМАО, ЯНАО.

- Формат франчайзинга максимально оправдан в северных регионах, а также небольших населенных пунктах - там, где не всегда целесообразно открывать собственные салоны и более эффективно привлечь местного партнера», - отметил Сергей Третьяков.

По его словам, работа с франчайзингом позволяет компании значительно экономить. Так, стоимость собственного салона МТС варьируется от $25 тыс. до $40 тыс., тогда как открытие самого простого салона формата shop-in-shop составляет 80 тыс. рублей, не считая аренды, заработной платы сотрудникам и товарной матрицы.

Салон МТС.

Широкая собственная розничная сеть важна для МТС еще и потому, что компания стала универсальным оператором.

- В рознице МТС можно подключиться к фиксированным услугам – Интернету, кабельному ТВ, то есть уточнить техническую возможность, выбрать тариф, оформить заявку. В 2011 мы реализовали проект создания универсальных салонов во всех крупнейших городах. В Екатеринбурге, Челябинске, Тюмени, Перми, Кургане работают офисы, где абоненты мобильной связи и фиксированных услуг, могут решить любые вопросы по обслуживанию, - рассказал Сергей Третьяков

В салонах МТС доступны основные финансовые сервисы – прием платежей, денежные переводы, оплата кредитов, потребительские кредиты, кредитные карты «МТС Деньги». Только за последний год доход розничной сети МТС от финансовых услуг вырос в три раза.

В феврале текущего года МТС инициировала проект операторского банка, роль которого стал играть «МТС-банк» (прежде - Московский банк реконструкции и развития - МБРР), в будущем МТС планирует продавать в своей розничной сети банковские услуги. Это позволит предложить более чем 70 миллионам абонентов МТС в России преимущества синергии мобильной и банковской отраслей, новые конвергентные продукты.

Движение в сторону объединения возможностей оператора связи и банка отражает мировые тенденции в развитии технологий, когда абоненты активно используют мобильный телефон в качестве платежного инструмента и готовы потреблять новые сервисы в этой сфере.

Интересную информацию в МТС предоставили и относительно итогов 2011 года. В минувшем году рынок мобильного ритейла в России продемонстрировал высокие темпы роста и по числу проданных устройств, и по другим показателям вернулся на докризисный уровень 2008 года. Снижение себестоимости телефонов положительно сказалось на росте продаж в среднем и выше среднего ценовых сегментах. Продажи телефонов на Урале в штучном выражении в 2011 году выросли, по сравнению с 2010 годом, на 14%.

Объем общего рынка смартфонов в 2011 году превысил прошлогодний уровень более чем в два раза и достиг порядка 7,7 млн. аппаратов. Росту этого сегмента способствовало появление доступных смартфонов: за год средняя цена смартфона снизилась на 12%. В количественном выражении доля «умных телефонов» в общих продажах составила 19%. В розничной сети МТС этот показатель достиг 25%, за год наши продажи смартфонов выросли в 1,5 раза. Удельный вес смартфонов в общих продажах GSM в рознице МТС по регионам – 20%. На Урале он еще выше.

- В 2012 году в МТС ожидают роста продаж в среднем ценовом сегменте. Тренд по снижению продаж в ценовой категории ниже 1 500 рублей, наметившийся в 2011 году, продолжится. К концу 2012 года смартфоны могут занять до 30% рынка мобильных телефонов в России.

Продажи телефонов на Урале (по брендам)

Бренд

2010

2011

Nokia

71,8%

53%

Samsung

3%

17,9%

HTC

7,1%

9,6%

Apple

7,6%

6,6%

МТС

1,1%

5,2%

SonyEricsson

5,3%

4,9%

LG

0,9%

1,9%

Популярность ОС в салонах МТС

2011

Symbian

50,3%

Android

27,0%

Bada

11,1%

IOS

7,2%

Windows Mobile

4,0%

Blackberry

0,4%

По итогам 2011 года доля брендированных телефонов в продажах розничной сети МТС в штучном выражении составила 17%. В топ-5 брендов по России входят Nokia, Samsung, HTC, МТС и Apple.