Осенью 2021 года в России был зафиксирован 35 кратный рост звонков с подозрением на мошенничество, когда злоумышленники применяли роботизированные обзвоны, похожие на те, которыми обычно пользуются финансовые организации. Пик такой активности пришёлся на ноябрь 2021 года. Об этом говорится в исследовании разработчиков приложения Kaspersky Who Calls.

Мошенники стали в 35 раз чаще имитировать интерактивное голосовое меню во время звонков.

Эксперты по информационной безопасности приводят схему, по которой работают мошенники. Сначала человеку поступает звонок. Фейковый робот банка сообщает, что от имени владельца счёта было произведено некое действие. В качестве вариантов может быть отправлена заявка на получение кредита или запрошен перевод крупной суммы денег. Далее абонента просят нажать в тональном режиме «1», если он действительно запрашивал ту или иную операцию, и «2», если нет. Во втором случае клиента переводят на специалиста службы безопасности банка, разумеется фальшивого.

Цель таких звонков — выманить деньги и платёжные данные абонентов. Использование роботов позволяет злоумышленникам автоматизировать процессы и «охватить» больше потенциальных жертв.

«В 2021 году мошенники стали активно применять новые схемы, в том числе комбинированные. Ещё в начале года мы фиксировали единичные жалобы (отзывы) от пользователей на звонки с использованием роботов. Людям, представляющимся сотрудниками банков, большинство абонентов уже не верит, поскольку многие знают, что это, скорее всего, обман. Голосовые же помощники пока массово не ассоциируются с фродом, и злоумышленники делают ставку на это», — поясняют специалисты по противодействию киберприступлений.

«Злоумышленники всегда стремятся увеличить свою выгоду, поэтому пытаются максимально оптимизировать расходы. Роботизированные обзвоны позволяют сократить затраты на персонал, а также сразу отсеять людей, которые не поверят в легенду мошенников. Если человек нажал на клавишу — это явный показатель, что он готов общаться. Дальше жертву переводят на оператора, а иногда переключают между несколькими отделами, чтобы создать видимость крупной организации. Также могут попросить ввести код из СМС в тоновом режиме, — рассказывает Сергей Голованов, главный эксперт «Лаборатории Касперского». — Мы, как всегда, рекомендуем оставаться бдительными и не разглашать свою личную и финансовую информацию. В случае сомнений кладите трубку и перезванивайте в банк по официальному номеру самостоятельно».