Согласно анонимизированным отзывам пользователей мобильного приложения Kaspersky Who Calls за последние 9 месяцев, чаще всего мошенники представляются людям сотрудниками государственных структур и органов правопорядка: МВД, полиции и Следственного комитета. Количество таких мошеннических звонков за последний год выросло в 10 раз и продолжает увеличиваться.
Весной этого года специалисты по информационной безопасности уже рассказывали о появлении такого тренда. В сентябре-октябре 2021 года количество таких звонков достигло максимальных значений.
Злоумышленники часто обращаются к абонентам по имени и фамилии и говорят весьма убедительно, используют юридические термины. Мошенники, представляющиеся сотрудниками полиции, даже могут предлагать записать их ФИО и номер жетона, якобы это понадобится в ходе следственных действий. В рамках одной из схем мошенники пытаются, например, убедить человека, что некто подделал его документы или же получил доверенность и ксерокопию паспорта и пытается снять по этим документам деньги со счёта в банке. Обычно в рамках такой схемы мошенники спрашивают, не знаком ли человек с неким гражданином, не давал ли ему доверенность и свой паспорт, а также попросят вспомнить, кому и когда человек в последний раз представлял свои личные данные и где могла произойти утечка информации. Стоит отметить, что это только один из примеров подобных легенд.
«Злоумышленники стали активно применять комбинированные схемы. Например, пользователю звонят якобы представители банка, он им не верит и кладёт трубку. Через несколько минут с тем же человеком связывается мошенник, который представляется сотрудником государственной структуры, сообщает, что они зафиксировали звонок от преступников, и настойчиво предлагает содействовать следствию. Дальше схема довольно классическая — пользователя пытаются убедить выдать конфиденциальную информацию или перевести деньги на другой счёт», — говорит Сергей Голованов, главный эксперт «Лаборатории Касперского».
«Мошенники постоянно меняют свои тактики. Они могут пробовать одни, отказываться от них, если те окажутся неэффективными, и продолжать работать по другим. Так, например, ещё год назад мы фиксировали единичные отзывы (жалобы) среди наших пользователей на звонки от вероятных мошенников, которые представляются сотрудниками правоохранительных органов. Сейчас же очевидно, что часть мошеннических колл-центров основательно заняла эту нишу и продолжает работать по таким скриптам, — поясняет Виталий Воробьёв, аналитик Kaspersky Who Calls. — На звонки от фальшивых сотрудников банков абоненты уже почти не ведутся, ведь такая схема многим известна. Легенда с представителями органов правопорядка не так хорошо знакома людям, поэтому мы рекомендуем предупредить о ней своих близких, чтобы они не попались на удочку мошенников».
Для защиты от телефонного спама и мошенничества специалисты рекомендуют устанавливать на своём смартфоне специальную программу с определителем номера и его проверкой на предмет мошеннических действий. Когда поступает входящий вызов, оно подсказывает, кто звонит: банк, магазин, доставка или кто-то другой. Алгоритмы машинного обучения, которые используются в решении, также выявляют спамеров и вероятных мошенников. К тому же пользователи могут самостоятельно добавлять подозрительные номера в базу данных спамеров. Для определения неизвестных вызовов не нужен номер телефона пользователя и список контактов: приложение не скачивает данные пользователей и не публикует их.