Звонок. Школьные коридоры наполняются радостным гамом учеников, спешащих на следующий урок, бестолковой суетой и… трелями сотовых телефонов. Достаточно зайти в два-три класса, чтобы убедиться: трубки разнообразных цветов, форм и моделей есть у всех: от несмышленых первоклассников, до выпускников.

Вот шестиклассник Саша хвастается друзьям недавно закачанной в телефон игрушкой. Рядом с ним скромная отличница Лизочка звонит маме, чтобы пожаловаться на соседа по парте, который списал у неё всю контрольную. Хорошо, если по дороге домой телефоны будут лежать в портфелях или потайных карманах одежды. Саше и Лизе повезет больше, чем их ровеснику Данилу М. (имя изменено, - Ред.), для которого прогулка после школы закончилась тремя пластическими операциями. К ребенку подошли взрослые парни, попросили отдать им мобильный. Мальчик знал, что родители выложили за телефон почти 10 тыс. рублей и стал сопротивляться. В итоге, аппарат забрали, а на лице Данила остались шрамы. От ножа. 

Подобные случаи описываются в СМИ с грустной периодичностью. Однако, как и у любой медали, в вопросе: «Мобильный у ребенка – хорошо это, или плохо?», есть две стороны. Начнем с достоинств. Как правило, первый аппарат у маленького человека появляется перед поступлением в 1 класс. Конечно, когда вы в любой момент можете позвонить любимому чаду, узнать, как дела, что нового в школе, сделаны ли уроки – это очень удобно. Спрашивается, как мы раньше без этого обходились?! Ребенок и сам может в случае необходимости в любой момент набрать номер мамы, папы или бабушки.

Оля, 10 лет, ученица 3 класса: «Я маме звоню, если уроки раньше заканчиваются, чтобы она меня забрала. Или говорю, что я с музыки пришла».

Влад, 9 лет, ученик 3 класса: «Звоню родителям, друзьям. Спрашиваю, как дела, разговариваем по разным темам. В день звоню раз 8-9».

Лиза, 10 лет, ученица 3 класса: «Мне телефон на день рождения подарили. Я вообще люблю фиолетовый цвет, но родители фиолетовый не нашли, поэтому купили розовый. Звоню маме, друзьям. Калькулятором пользуюсь иногда, примеры по математике решаю».


Радужную картину портят факты, известные многим родителям.

 - Телефон для детей – это в первую очередь не средство связи, а красивая игрушка, развлечение. Здесь кроется опасность – очень часто дети в поисках интересной музыки, картинок способны потратить много денег со счета, не отдавая себе в этом отчета. Сейчас широко разрекламированы новые сервисы, предлагающие рингтоны, игры, картинки, заполучить которые можно, послав SMS на определенный номер. О стоимости подобной услуги сообщается завуалировано, и ребенок может попросту не обратить внимание на то, что это удовольствие не бесплатное, - говорит психолог Марина Шляпникова.

Большие счета за телефон – только одна из проблем, с которой в наше время сталкиваются родители. Им часто приходится выслушивать жалобы учителей: на уроке дети, вместо того, чтобы постигать новый материал, переписываются по SMS или увлекаются новыми играми, совершенно забывая об учебе. Надо сказать, что ученики начальной школы послушно выключают звук на время урока. Повзрослев, они чувствуют большую свободу и ведут себя соответственно.  

Татьяна, учитель литературы:  «У старшеклассников какая-то мания к телефонам. Не могут сидеть спокойно, постоянно отправляют SMS-ки. То есть внимание на уроке полностью выключено. Приходится телефоны забирать».
Юля, 13 лет, ученица 6 класса:  «У меня телефон с 1 класса. На уроках иногда пользуюсь, SMS-ками переписываемся, сверяем решение упражнений и задач. Главное, чтобы учитель не заметил!».
Виктория, 13 лет, ученица 6 класса: «У меня мобильный телефон больше 4 лет. Иногда играю, звоню родителям, друзьям. SMS пишу…мальчишкам!» (смеется).

Вот так незаметно мобильные телефоны потеснили любовные послания, написанные на клочке бумаги, и тайно подброшенные в портфель избранника или избранницы. Звонки и SMS-сообщения – современная, мобильная романтика первой любви…

И всё же, дети остаются детьми. Сотовые, вслед за куклами Bratz и «смешариками», заняли крепкие позиции в мире игрушек. Своеобразная игровая приставка, легкая, маленькая, которую везде можно носить с собой. И даже играть прямо во время урока, спрятав телефон под парту. Кроме всего прочего, сам аппарат можно использовать для игры. Семилетняя Полина Ничкова о славе режиссера пока не мечтает, но уже вовсю снимает на камеру мобильного фильмы о любимых куклах.

Среди перечисленных проблем вы увидели свою? Попробуем найти решение. Итак, если Ваш ребенок безконтрольно пользуется услугами Интернет, скачивает картинки, мелодии и игры, попробуйте для начала просто с ним поговорить. По душам.
 

- Со стороны родителей недостаточно только одних упреков, что ребенок тратит очень много денег на сотовую связь, важно выяснить причину этого. Здесь поможет детализация счета. Совместный с ребенком разбор вопроса: «Куда уходят деньги с телефона?» поможет формированию более ответственного отношения к расходам. Однако стоит быть осмотрительными, ведь содержание сотового телефона – это личное пространство ребенка, вторжение в которое может его довольно сильно ранить и вызвать обиду и даже агрессию. Важно, чтобы предложение разобраться со счетами не было  ультимативного, приказного  характера, а предлагалось в качестве помощи, - комментирует ситуацию психолог Марина Шляпникова.

Есть и другой вариант. Выберите для ребенка особый, «детский» тарифный план. Благо операторы сотовой связи понимают проблемы своих абонентов и пытаются оптимизировать использование сотовых телефонов. «Билайн» первым из федеральных операторов предложил тариф «Первый Детский». Он   позволяет детям всегда оставаться на связи - даже при достижении нулевого баланса  абоненты могут не только принимать, но и совершать вызовы.
 

Сергей Урманчеев, коммерческий директор Челябинского филиала «Вымпелком»,  отмечает: «Тарифный план «Первый Детский» позволяет родителям всегда быть на связи со своим ребенком, даже при нулевом балансе на его счете. К тому же, специальные цены на востребованные у подростков дополнительные услуги не ударяют по кошельку родителей». 
 

«Мегафон» с 5 мая 2008г. предлагает специальный тариф, названный в честь известного современного мультфильма. В тарифный план «Смешарики» в счет абонентской платы уже включены звонки на два «любимых» номера МегаФон-Урал. «Любимыми» можно назначить, например, номера родителей и звонить бесплатно и без ограничения времени. По условиям нового тарифа установлена льготная стоимость исходящих вызовов внутри сети и SMS-сообщений.
 

Также действует услуга «Маячок» - новый бесплатный сервис, который позволит определять местоположение абонента, подключенного к тарифу «Смешарики». Для определения местоположения родителю нужно отправить бесплатный SMS или USSD-запрос. В ответном MMS-сообщении он получит текстовое описание и часть карты города, где сейчас находится ребенок.
 

Не отстает от коллег и «МТС». Подключившись к тарифу «Классный», ваш ребенок получает пакет услуг (50 исходящих минут, 50 исходящих SMS-сообщений,  5 MMS-ок). Также, в настоящее время окончена тестовая эксплуатация услуги «Мобильный ребенок», которая позволяет отслеживать местоположение абонента.
Теперь о том, как уберечь ребенка от кражи мобильного телефона и, связанного с ней, стресса и насилия. 
 

 - Важно объяснить ребенку, что на улице по сотовому телефону лучше не разговаривать, особенно, если он совершает свой путь в одиночку. Также спровоцировать нападение может разговор в общественном транспорте. Особенно расслабляет езда в маршрутке: едешь сидя, толкаться не приходится, заняться нечем, почему бы не поговорить по телефону? А в разговоре ребенок может ненароком обронить, что едет домой, что родители на работе и что целый день ему до вечера нечем будет заняться. Кто едет рядом с ним – добропорядочный человек или тот, кто может, услышав разговор, выйти вместе с ребенком, проследовать за ним до дома и совершить нападение? Это очень сложно определить по внешнему виду попутчиков. В любом случае – демонстрация наличия сотового телефона на улице может повлечь негативные последствия, - делится рекомендациями психолог Марина Шляпникова.

Выбирайте для ребенка самую простую модель телефона. Пусть он не сможет пользоваться некоторыми услугами, доступными его одноклассникам или друзьям - здоровье дороже. То же самое касается и ситуации, когда телефон пытаются отобрать. Объясните малышу, что он должен отдать мобильный, что самое главное для Вас – это его жизнь, а вовсе не микросхемы, заключенные в оболочку аппарата.

И напоследок. Важно, чтобы покупка ребенку сотового была тщательно взвешена. Является ли телефон средством успокоить родительские нервы или средством повышения статуса ребенка в группе? Несет ли ребенок ответственность за использование средств на телефоне? Что будет, если ребенок этот телефон потеряет или сломает? Прежде всего, родители должны сами для себя ответить на эти вопросы, а уж потом предъявлять ребенку претензии за нецелевое использование телефона и средств на счете.

Удачного выбора и безпроблемного использования!