YouTube, «ВКонтакте» и Instagram оказались самыми востребованными приложениями у пользователей российских мобильных операторов в первом полугодии 2021 года. Сервис коротких видео TikTok оказался на четвёртом месте по популярности, а соцсеть «Одноклассники» - на пятом. Среднее потребление мобильного трафика при этом по стране составляет 15,5 Гбайт в месяц, увеличившись более чем на 20%. Эксперты отмечают, что до конца текущего года показатель прирастёт как минимум ещё на четверть и превысит 20 Гбайт в месяц.

Смартфон всему голова: мобильный трафик бьёт рекорды.

Расширение покрытия сетей связи 4G, всё большая распространённость смартфонов с широким экраном и мощной начинкой продолжает увеличивать интерес пользователей к разнообразным мобильным приложениям. Люди начинают активно использовать мобильник для просмотра видео, онлайн-покупок, образования и работы. Одновременно с этим операторы фиксируют быстрый рост потребления мобильного интернета.

Согласно обобщённой статистике, которую получила команда интернет-проекта Yamobi.Ru от операторов, каждый пользователь мобильной связи в России в среднем тратит 15,5 Гбайт трафика в месяц. За год рост показателя составил около 35%, а за шесть последних месяцев – 20%.

Популярные приложения можно условно разделить на блоки в зависимости от типа контента и функций. Среди соцсетей наибольшей популярностью пользуются приложения для доступа к «ВКонтакте», «Однаклассникам», Instagram и Facebook. В группе приложений с видеоконтентом – YouTube, TikTok, а среди мессенджеров – Telegram, WhatsApp, Viber. Уже после них идут сервисы Яндекса, онлайн-кинотеатры, магазин приложений Google Play и игровые приложения.

Мобильный телефон потребляет все больше интернета.

По статистике операторов, максимальный объём мобильного интернета сегодня приходится на социальные сети. Хотя постепенно ситуация меняется, и трафик начинает мигрировать в онлайн-игры, мессенджеры и стриминговые сервисы.

Лидером по доле от общего объёма пользовательского трафика в России среди всех приложений в первом полугодии стал YouTube. В целом по стране на него приходится 23,4% потребления мобильного интернета. На втором месте – «ВКонтакте». На эту российскую соцсеть приходится 17,9% всего трафика. На третьей позиции – Instagram с долей 10,1%.

В ТОП-10 также вошли TikTok (лидер по темпам роста), «Одноклассники», Facebook, WhatsApp, Telegram, Viber и Skype.

На какие мобильные приложения расходуют свой трафик российские пользователи?

  Приложение Категория доля от общего объёма трафика в %
1. YouTube онлайн-видео 23,4
2. ВКонтакте соцсеть 17,9
3. Instagram соцсеть 10,1
4. TikTok онлайн-видео 8,8
5. Одноклассники соцсеть 3,3
6. Facebook соцсеть 2,8
7. WhatsApp мессенджер 1,4
8. Telegram мессенджер 1,2
9. Viber мессенджер 1,0
10. Skype мессенджер 0,7
  Прочие   29,4

 

Данные получены от операторов мобильной связи Tele2, Yota, «Билайн», «МегаФон», МОТИВ за период с января по июнь 2021 года.

Tele2

В общий топ-5 наиболее популярных приложений у клиентов Tele2 входят «ВКонтакте», YouTube, TikTok, Instagram и Facebook. Самые быстрорастущие по аудитории приложения – TikTok и Telegram.

«Клиенты постоянно увеличивают объёмы потребления трафика в нашей сети. За последние 12 месяцев рост составил более 20%. Кроме того, на модель потребления мобильного интернета влияет тренд на утяжеление контента. Пользователи продолжают чаще смотреть фильмы, сериалы, лекции и интервью, как в социальных сетях, так и на других платформах», - отмечают в Tele2.

Характер потребления мобильного интернета Tele2 на Урале в сравнении со всей Россией не имеет существенных различий.

Пользователи Tele2 в среднем скачивают 12 ГБ данных из интернета.

Вслед за растущими потребностями сотовые операторы предлагают клиентам новые тарифы, включая безлимиты на популярные социальные сети и мессенджеры, не сгорающие в конце месяца гигабайты и т.д.

Во втором полугодии 2021 года аналитики компании прогнозируют сохранение роста потребления трафика, по итогам года он может составить более 30%, но без существенного перераспределения трафика между приложениями.

МегаФон

Самыми популярными приложениями у абонентов МегаФона на Урале в первом полугодии 2021 года стали социальные сети и мессенджеры. Верхнюю строчку рейтинга возглавляет Youtube, на который приходится около 42% трафика от всех соцсетей. Далее с небольшим отставанием размещается «Вконтакте». Среди мессенджеров лидирует WhatsApp, на который уходит почти половина объёма интернета.

Открытием года у пользователей оператора стал ТикТок, который активно набирает аудиторию. В десятку наиболее популярных приложений также входит Инстаграм, «Одноклассники», «КиноПоиск», Фэйсбук, Телеграм, «Мегафон ТВ». В среднем на одного пользователя смартфона на Урале приходится 17 ГБ в месяц», - отмечают в «МегаФоне».

Мобильные приложения российской разработки.

Переход на дистанционную работу и обучение повлиял на потребление мобильного интернета. За год трафик вырос в 1,5 раза. Увеличился спрос на различные цифровые продукты. Например, игровыми сервисами стали пользоваться в 2,5 раза чаще: почти на треть вырос трафик «МегаФон ТВ» и «МегаФон Книги». Почти в два раза чаще уральцы стали устраивать видеоконференции.

«Наши абоненты независимо от местоположения сходятся в одном – они активно пользуются цифровыми сервисами для работы и отдыха. Из интересных региональных особенностей можно отметить особую популярность Viber в Тюменской области, а также высокую востребованность видео на Среднем Урале – свердловчане смотрят в два раза больше контента, чем челябинцы или пермяки», - говорят в «МегаФоне».

Yota

Мобильный оператор Yota.

По данным Yota за период с января по июнь 2021 года наиболее популярным приложением у пользователей стал YouTube. На него пришлось 22% от общего объёма трафика. Следом расположились социальные сети «ВКонтакте» и Instagram - 16% и 12% соответственно. В среднем клиенты Yota потребляют около 30 ГБ мобильного интернета в месяц.

«Мы не видим тенденций к существенному изменению модели поведения клиентов. По нашим прогнозам, продолжит расти трафик на видеосервисы, а также продолжит набирать популярность TikTok и Telegram», - прогнозируют в Yota.

МОТИВ

Абоненты уральского оператора МОТИВ стали пользоваться мобильным интернетом в среднем на 34% больше, чем годом ранее. Прирост интернет-трафика у абонентов Свердловской и Курганской областей примерно одинаков и составляет 42 и 40% соответственно. Увеличение среднего объёма трафика в ЯНАО составило 14%, а в ХМАО - 7%.

Мобильный 4G интернет.

По статистике оператора, в ЯНАО один абонент МОТИВа в среднем скачивает 31 ГБ трафика в месяц, в ХМАО - 28 ГБ. В то же время в Свердловской и Курганской областях эти показатели почти в два раза ниже - 11 и 15 ГБ соответственно.

«Такую ситуацию можно объяснить тем, что в северных районах Большого Урала многие люди, например, вахтовики, не имеют доступа к проводному интернету. По этой причине они чаще пользуются именно мобильным интернетом: смотрят кино на телефоне через приложение для смартфонов «Мотив.ТВ» и активно пользуются услугой «Режим роутера», которая позволяет раздавать трафик на другие устройства», - рассказывают в пресс-службе компании.

В МОТИВе прогнозируют, что темпы роста во втором полугодии 2021 года останутся на прежнем уровне, а рост общего объёма интернет-трафика за 2021 по сравнению с 2020 годом оценивают в 38%.