YouTube, «ВКонтакте» и Instagram оказались самыми востребованными приложениями у пользователей российских мобильных операторов в первом полугодии 2021 года. Сервис коротких видео TikTok оказался на четвёртом месте по популярности, а соцсеть «Одноклассники» - на пятом. Среднее потребление мобильного трафика при этом по стране составляет 15,5 Гбайт в месяц, увеличившись более чем на 20%. Эксперты отмечают, что до конца текущего года показатель прирастёт как минимум ещё на четверть и превысит 20 Гбайт в месяц.
Расширение покрытия сетей связи 4G, всё большая распространённость смартфонов с широким экраном и мощной начинкой продолжает увеличивать интерес пользователей к разнообразным мобильным приложениям. Люди начинают активно использовать мобильник для просмотра видео, онлайн-покупок, образования и работы. Одновременно с этим операторы фиксируют быстрый рост потребления мобильного интернета.
Согласно обобщённой статистике, которую получила команда интернет-проекта Yamobi.Ru от операторов, каждый пользователь мобильной связи в России в среднем тратит 15,5 Гбайт трафика в месяц. За год рост показателя составил около 35%, а за шесть последних месяцев – 20%.
Популярные приложения можно условно разделить на блоки в зависимости от типа контента и функций. Среди соцсетей наибольшей популярностью пользуются приложения для доступа к «ВКонтакте», «Однаклассникам», Instagram и Facebook. В группе приложений с видеоконтентом – YouTube, TikTok, а среди мессенджеров – Telegram, WhatsApp, Viber. Уже после них идут сервисы Яндекса, онлайн-кинотеатры, магазин приложений Google Play и игровые приложения.
По статистике операторов, максимальный объём мобильного интернета сегодня приходится на социальные сети. Хотя постепенно ситуация меняется, и трафик начинает мигрировать в онлайн-игры, мессенджеры и стриминговые сервисы.
Лидером по доле от общего объёма пользовательского трафика в России среди всех приложений в первом полугодии стал YouTube. В целом по стране на него приходится 23,4% потребления мобильного интернета. На втором месте – «ВКонтакте». На эту российскую соцсеть приходится 17,9% всего трафика. На третьей позиции – Instagram с долей 10,1%.
В ТОП-10 также вошли TikTok (лидер по темпам роста), «Одноклассники», Facebook, WhatsApp, Telegram, Viber и Skype.
На какие мобильные приложения расходуют свой трафик российские пользователи?
Приложение | Категория | доля от общего объёма трафика в % | |
1. | YouTube | онлайн-видео | 23,4 |
2. | ВКонтакте | соцсеть | 17,9 |
3. | соцсеть | 10,1 | |
4. | TikTok | онлайн-видео | 8,8 |
5. | Одноклассники | соцсеть | 3,3 |
6. | соцсеть | 2,8 | |
7. | мессенджер | 1,4 | |
8. | Telegram | мессенджер | 1,2 |
9. | Viber | мессенджер | 1,0 |
10. | Skype | мессенджер | 0,7 |
Прочие | 29,4 |
Данные получены от операторов мобильной связи Tele2, Yota, «Билайн», «МегаФон», МОТИВ за период с января по июнь 2021 года.
Tele2
В общий топ-5 наиболее популярных приложений у клиентов Tele2 входят «ВКонтакте», YouTube, TikTok, Instagram и Facebook. Самые быстрорастущие по аудитории приложения – TikTok и Telegram.
«Клиенты постоянно увеличивают объёмы потребления трафика в нашей сети. За последние 12 месяцев рост составил более 20%. Кроме того, на модель потребления мобильного интернета влияет тренд на утяжеление контента. Пользователи продолжают чаще смотреть фильмы, сериалы, лекции и интервью, как в социальных сетях, так и на других платформах», - отмечают в Tele2.
Характер потребления мобильного интернета Tele2 на Урале в сравнении со всей Россией не имеет существенных различий.
Вслед за растущими потребностями сотовые операторы предлагают клиентам новые тарифы, включая безлимиты на популярные социальные сети и мессенджеры, не сгорающие в конце месяца гигабайты и т.д.
Во втором полугодии 2021 года аналитики компании прогнозируют сохранение роста потребления трафика, по итогам года он может составить более 30%, но без существенного перераспределения трафика между приложениями.
МегаФон
Самыми популярными приложениями у абонентов МегаФона на Урале в первом полугодии 2021 года стали социальные сети и мессенджеры. Верхнюю строчку рейтинга возглавляет Youtube, на который приходится около 42% трафика от всех соцсетей. Далее с небольшим отставанием размещается «Вконтакте». Среди мессенджеров лидирует WhatsApp, на который уходит почти половина объёма интернета.
Открытием года у пользователей оператора стал ТикТок, который активно набирает аудиторию. В десятку наиболее популярных приложений также входит Инстаграм, «Одноклассники», «КиноПоиск», Фэйсбук, Телеграм, «Мегафон ТВ». В среднем на одного пользователя смартфона на Урале приходится 17 ГБ в месяц», - отмечают в «МегаФоне».
Переход на дистанционную работу и обучение повлиял на потребление мобильного интернета. За год трафик вырос в 1,5 раза. Увеличился спрос на различные цифровые продукты. Например, игровыми сервисами стали пользоваться в 2,5 раза чаще: почти на треть вырос трафик «МегаФон ТВ» и «МегаФон Книги». Почти в два раза чаще уральцы стали устраивать видеоконференции.
«Наши абоненты независимо от местоположения сходятся в одном – они активно пользуются цифровыми сервисами для работы и отдыха. Из интересных региональных особенностей можно отметить особую популярность Viber в Тюменской области, а также высокую востребованность видео на Среднем Урале – свердловчане смотрят в два раза больше контента, чем челябинцы или пермяки», - говорят в «МегаФоне».
Yota
По данным Yota за период с января по июнь 2021 года наиболее популярным приложением у пользователей стал YouTube. На него пришлось 22% от общего объёма трафика. Следом расположились социальные сети «ВКонтакте» и Instagram - 16% и 12% соответственно. В среднем клиенты Yota потребляют около 30 ГБ мобильного интернета в месяц.
«Мы не видим тенденций к существенному изменению модели поведения клиентов. По нашим прогнозам, продолжит расти трафик на видеосервисы, а также продолжит набирать популярность TikTok и Telegram», - прогнозируют в Yota.
МОТИВ
Абоненты уральского оператора МОТИВ стали пользоваться мобильным интернетом в среднем на 34% больше, чем годом ранее. Прирост интернет-трафика у абонентов Свердловской и Курганской областей примерно одинаков и составляет 42 и 40% соответственно. Увеличение среднего объёма трафика в ЯНАО составило 14%, а в ХМАО - 7%.
По статистике оператора, в ЯНАО один абонент МОТИВа в среднем скачивает 31 ГБ трафика в месяц, в ХМАО - 28 ГБ. В то же время в Свердловской и Курганской областях эти показатели почти в два раза ниже - 11 и 15 ГБ соответственно.
«Такую ситуацию можно объяснить тем, что в северных районах Большого Урала многие люди, например, вахтовики, не имеют доступа к проводному интернету. По этой причине они чаще пользуются именно мобильным интернетом: смотрят кино на телефоне через приложение для смартфонов «Мотив.ТВ» и активно пользуются услугой «Режим роутера», которая позволяет раздавать трафик на другие устройства», - рассказывают в пресс-службе компании.
В МОТИВе прогнозируют, что темпы роста во втором полугодии 2021 года останутся на прежнем уровне, а рост общего объёма интернет-трафика за 2021 по сравнению с 2020 годом оценивают в 38%.