/ / Интервью

Минувший год ознаменовался сверхбыстрым ростом мобильного трафика. Пользователи стали смотреть видео из интернета на своих смартфонах и планшетах в два раза чаще. Во многом это стало возможно благодаря расширению зоны покрытия LTE (4G), а также появлению тарифов с безлимитными приложениями. Итогами, трендами и главными событиями 2017 года в сегменте связи, интернета и мобильного контента с командой интернет-проекта Yamobi.Ru поделится Антон Щербаков, технический директор компании «МегаФон» на Урале.

Антон Щербаков, технический директор компании «МегаФон» на Урале.

Интернет-проект Yamobi.Ru продолжает публиковать короткие интервью с ключевыми фигурами на рынке мобильной связи, интернет-технологий, онлайн-торговли. Ключевые темы 2017 года мы обсудили с Антоном Щербаковым, техническим директором компании «МегаФон» на Урале.

- Как для «МегаФона» прошёл 2017 год? Чем вы можете похвастать, а что сделать не удалось?

- В этом году «МегаФон» на Урале отметил юбилей – 15 лет. Главный показатель успешности работы – доверие абонентов, и нам есть, чем гордиться. Сегодня у каждого третьего жителя Большого Урала в смартфоне установлена СИМ-карта зеленого цвета. В этом году «МегаФон» стал автором самой масштабной стройки года в стране – мы в 1,5 раза расширили сеть LTE и LTE Advanced.. По данным Роскомнадзора, каждая вторая новая 4G базовая станция – принадлежит «МегаФону». Каждый шестой объект LTE был установлен именно на Урале. Сеть 4G уже охватывает 396 населённых пунктов и доступна 83% населения края.

- А какие три главных тренда в отрасли телекома в 2017 году вы можете отметить?

- Первый тренд – рост популярности видеоконтента. Пользователи все больше снимают и размещают ролики в социальных сетях, ведут прямые эфиры. Это ведет к увеличению нагрузки на сеть и требует более высоких скоростей. К чему «МегаФон» готов уже сейчас, благодаря масштабу 4G-сети на Урале.

Второй тренд – популярность оплаты покупок со счета мобильного телефона. Оборот по банковской карте «МегаФона» с начала года вырос в восемь раз и сегодня превышает 300 миллионов рублей в месяц. Счет банковской карты «МегаФона» — это счет мобильного телефона. При совершении платежей деньги списываются с баланса телефона, а при пополнении баланса мобильного номера – средствами можно воспользоваться по карте. Жители Урала чаще всего используют такой расчет в супермаркетах и ресторанах.

Третий тренд - развитие цифровизации в регионах. Мы видим рост интереса со стороны государственных органов к современным технологическим решениям в масштабах предприятий, районов, городов и в том числе на федеральном уровне. «МегаФон» участвует в строительстве цифрового будущего России и разрабатывает решения, которых еще нет на рынке, в том числе, и для госсектора.

Среди регионов Большого Урала Удмуртия стала пилотным регионом для внедрения инновационных технологий «МегаФона» в рамках реализации федеральной программы «Цифровая экономика».  Правительство Республики и «МегаФон» подписали соглашение о намерениях по развитию цифровых услуг. В рамках проекта будет создано собственное решение - Центр управления регионом. Оно представляет собой единое информационное пространство региона, которое объединяет все министерства и ведомства, информационные системы разных уровней, а также включает электронный документооборот, защищенную конференц-связь, возможность аналитики соцсетей.

Лидирующее положение «МегаФона» в развитии цифровой экономики подтверждает и то, что компания первой в России и одной из первых в мире использовала технологию блокчейн на финансовом рынке. В сентябре «МегаФон» совместно с Национальным Расчетным Депозитарием и Райффайзенбанком разместили коммерческие облигации, расчеты по которым производятся с использованием децентрализованной платформы. Мы первыми перешли от слов к делу и, таким образом, продемонстрировали рынку практические возможности технологии блокчейн для финансовых операций.

Еще один тренд – развитие виртуальных операторов. Крупный и успешный проект Yota показывает эффективность подобных решений. В этом году появился виртуальный проект, обладающий высоким потенциалом, VK Mobile. Это возможность развивать цифровых абонентов, давать преимущества пользователям популярной социальной сети в России.

- А какое событие 2017 года, на ваш взгляд, оказало самое сильное положительное влияние на отрасль связи?

- Положительное событие для нас – пользователи услуг начали активнее покупать гаджеты с поддержкой LTE и заполнять сеть. В этом году трафик в 4G превысил объемы двух прошедших лет вместе взятых. Всего за день оборудование «МегаФона» на Урале справляется с нагрузкой в 400 миллионов мегабайт. Если когда-то сеть 4G была хорошей качественной магистралью, по которой ездило не так много машин, сегодня она стала полноценной дорогой с отличным трафиком, где при этом пользователи могут «гонять» на отличной скорости и «без пробок».

- Какое событие 2017 года оказало самое негативное событие на телеком отрасль?

- Атака вируса WannaCry в 2017 году затронула многие сферы экономики. Он был специально написан для уязвимостей Windows. Вирус повлиял на работу и нашего ритейла, но, важно, что на небольшую его часть, порядка 10%. Важно, что на качестве голосовой связи, СМС и передачи данных это никак не сказалось.

Также актуальным для рынка телекома и для «МегаФона», в частности, по- прежнему остается вопрос реализации положения «закона Яровой». По предварительным расчетам, в течение пяти лет исполнение этого закона может потребовать расходов на сумму от 35 млрд до 40 млрд рублей, исходя из параметров, предполагающих хранение трафика передачи данных в течение месяца, а голоса — до шести месяцев.

Мы надеемся, что решение будет обсуждаться с отраслью. Целесообразна планомерная реализация в течение 5 лет с учетом сокращения объемов хранимой информации и по согласованию между оператором и уполномоченными органами.

- Назовите три личности, которые оказали наибольшее влияние на отрасль связи в 2017 году?

- Особо отметить хочется владельцев китайских фирм по производству гаджетов. В 2017 году они усилили свое влияние в мобильном мире, и продукция регулярно попадает в топ самых продаваемых смартфонов в салонах «МегаФона». Особенно отметим Лэй Цзюнь — китайский предприниматель, основатель и генеральный директор компании Xiaomi, которого называют «китайским Стивом Джобсом».

Также можно отметить Николая Никифорова и его работу по развитию телемедицины в России. Полноценное использование интернета и видеосвязи врачей с коллегами из региональных и федеральных клиник позволит поднять услуги на новый уровень.

Стоит отметить деятельность генерального директора «МегаФона» Сергея Солдатенкова. Под руководством господина Солдатенкова «МегаФон» заключил исторически важную сделку по приобретению контрольного пакета голосующих акций в Mail.Ru Group – это одна из крупнейших сделок на российском рынке. 

- Каковы ваши прогнозы на 2018 год?

- Будущее телеком-отрасли и всей страны за скоростным интернетом, ведь он меняет и другие отрасли – ритейл, транспорт, медиа. «МегаФон» сегодня – интернет-лидер России, предлагающий продукт высочайшего качества. Впереди внедрение нового поколения связи, а значит новые возможности для клиентов, для наших партнеров и для страны в целом. В 2018 году главным для «МегаФона» станет развитие цифровых технологий, M2M-решений, облегчающих процессы в бизнесе, а также дальнейшая работа на сети для предоставления качественной передачи данных для миллионов уральцев.

- Антон, у вас есть возможность поздравить читателей нашего интернет-проекта с Новым годом.

- «МегаФон» желает уральцам яркого и плодотворного 2018 года. Для того чтобы вы могли сделать его именно таким – пусть с вами будет крепкое сибирское здоровье, уральская сила и отвага, азитатская мудрость и европейская прагматичность. Будьте энергичными, смелыми и свободными. Помните, новый год начинается именно с вас!