Развитие бизнеса в нестабильной экономической обстановке тот ещё аттракцион. Однако опытные предприниматели отмечают, что существенную поддержку в постоянно меняющихся условиях рынка оказывают именно цифровые технологии. Они универсальны, легко масштабируемы и недороги. Те предприятия, которые умело используют интернет, электронные каналы коммуникаций при работе со своими контрагентами, занимаются развитием цифровых навыков персонала и укреплением информационной безопасности, получают преимущества над конкурентами. Команда интернет-проекта «Будь мобильным» исследовала текущее положение малого и среднего бизнеса на Урале по части цифровизации, а также оценила существующие барьеры и точки роста. 

Цифровизация малого и среднего бизнеса: передовики и аутсайдеры 2022 года на Урале.

Доля российских компаний, которые используют разнообразные цифровые технологии для обеспечения своих бизнес-процессов, продолжает расти. Об этом говорят данные исследования уровня цифровизации малого и среднего бизнеса (BDI – Business Digitalization Index), проведенного банком «Открытие» и Аналитическим центром НАФИ осенью 2022 года. Сводный индекс цифровизации малого бизнеса в целом по России достиг 52 пунктов. Для сравнения, в 2020 году значение показателя составляло 50 процентных пунктов, а в 2021-м — 51. Несмотря на отсутствие доступа к иностранным сервисам из-за внешних ограничений, переход бизнеса в онлайн продолжается уже с использованием отечественных ИТ-решений.

Аналитики также отмечают, что динамика цифровизации некоторых направлений упала по сравнению с предыдущим годом. Тем не менее, совокупный индекс продолжает расти за счёт повышения внимания компаний к информационной безопасности и киберграмотности сотрудников, использования гибридного формата работы, а также импортозамещения программного обеспечения и перехода на отечественные ИТ-продукты.

Индекс цифровизации бизнеса: как рассчитывается и что показывает

Индекс цифровизации бизнеса характеризует скорость адаптации предпринимателей к цифровой трансформации организаций. Индекс рассчитывается по пяти ключевым показателям:

- использование цифровых каналов передачи данных и качество интернета, включая сайт (страницы в соцсетях), корпоративную почту, мессенджеры для общения, системы автоматизации бизнес-процессов, базы данных, облачные технологии;

- использование цифровых решений для работы предприятия, включая электронный документооборот, искусственный интеллект, интернет вещей;

- использование цифровых инструментов для продвижения и развития компании, включая контекстную рекламу, продвижение в социальных сетях и электронные каналы коммуникации с клиентами;

- информационная безопасность, включая внедрение культуры защиты цифровой информации, использование специализированных антивирусных программ, политик и правил обращения с данными;

- вовлечённость руководства в саморазвитие и развитие персонала в области цифровых технологий, включая дополнительное образование, курсы повышения квалификации и т.п.

Показатель оценивается в процентных пунктах. Он может принимать значения от 0 до 100%.

Цифровизация малого и среднего бизнеса на Урале

Для того чтобы оценить текущий уровень цифровизации малого и среднего бизнеса в уральских регионах, команда интернет-проекта «Будь мобильным» провела собственное исследование, в рамках которого было опрошено более 100 руководящих сотрудников различных предприятий из Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской областей, Пермского края, ХМАО и ЯНАО. Опрос проводился в январе 2023 года по пяти ключевым направлениям цифровизации. Полученные данные оформлены в виде таблицы.

Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса в уральских регионах:

Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса в уральских регионах.

Лидером по уровню цифровизации малого бизнеса на Урале оказалась Свердловская область – 55,8 п.п. При этом максимально высоких оценок региону удалось добиться в части качества и доступности интернета, использования цифровых каналов передачи данных, внедрения электронного документооборота и инструментов продвижения бизнеса в Сети. В то же самое время было установлено, что предпринимателям стоит более внимательно относиться к вопросам кибербезопасности и более активно развивать цифровые навыки своих сотрудников. Почти 96% предприятий оснащены персональными компьютерами, подключены к интернету, более половины имеют свои сайты. В разрезе отраслей промышленности, на первом месте по этому показателю – металлургия, за ней следует машиностроение.

На втором месте по цифровизации - Челябинская область с результатом 55,6 п.п. Регион показал высокие оценки по проникновению и скорости широкополосного интернета, активному использованию электронных каналов коммуникаций на предприятиях и автоматизации бизнес-процессов. Третье место у Пермского края – 55,2 п.п. Регион также показал более высокую динамику цифровизации по сравнению с общероссийским уровнем.

Малый бизнес всё активнее переходит на цифровые инструменты работы.

Наше исследование также показало, что в ЯНАО, который в рейтингах цифровизации крупного бизнеса и госуправления входит в число лидеров, малый бизнес пока предпочитает действовать по старинке в вопросах информационной безопасности и развития навыков своих сотрудников. Тем не менее, за минувший год регион показал самый существенный прирост сводного индекса.

Среди ключевых особенностей уральских регионов по части цифровизации предприниматели часто отмечали простоту подключения к интернету и относительно низкие тарифы на связь. По этому критерию Урал значительно опережает соседние субъекты страны. Во многом это связано с активным строительством волоконно-оптических линий связи и высокой скоростью передачи данных.

«Предприниматели цифровизируют бизнес сразу по нескольким направлениям: развивают сайты, используют онлайн-каналы в продвижении бизнеса и в коммуникации с клиентами, внедряют электронный документооборот. "Ростелеком" отмечает высокий спрос на виртуальный Центр обработки данных. Это простая и безопасная альтернатива собственной ИТ-инфраструктуре: размещение всех систем в облаке, аренда виртуальных вычислительных ресурсов, хранение копий и важных данных на удаленных серверах. Еще один интересующий бизнесменов аспект – сервисы печати. Они помогают отслеживать состояние расходных материалов в принтерах в онлайн-формате и получать уведомления об их критическом уровне работы. Сервисы позволяют управлять процессом печати с компьютера или смартфона, обеспечивают безопасность конфиденциальной информации. Только комплексный и в то же время индивидуальный подход поможет увеличить выручку и сократить затраты компаний», - отмечает Александра Исхизова, директор по работе с корпоративным и государственным сегментами «Ростелекома» на Урале.

Александра Исхизова, директор по работе с корпоративным и государственным сегментами «Ростелекома» на Урале.

Зачем бизнесу цифровизация: мнение предпринимателей

Практически все без исключения предприниматели фиксируют существенное ускорение работы благодаря цифровизации. За счёт автоматизации бизнес-процессов на решение текущих задач уходит меньше времени. Не нужно привлекать сотрудников и ждать, пока дело будет сделано — к тому же, у каждого человека разная скорость работы. Например, автоматизация учёта товара на складе позволяет в реальном времени отследить остатки — работникам не нужно считать всё вручную и проводить инвентаризации до поздней ночи.

Помимо этого, электронные инструменты помогают вести бизнес и контролировать процессы. Одна из важных задач владельца бизнеса: распределять задачи и контролировать их выполнение. Но это не всегда просто сделать, особенно если в штате много сотрудников: за всеми не уследить. Автоматизация контроля помогает чётко видеть, кто за что отвечает и на каком этапе находится задача.

Цифровые инструменты дают значительные преимущества бизнесу.

Ещё одним результатом цифровизации бизнеса является уменьшение расходов – за счёт оптимизации части затрат увеличивается прибыль. Например, можно подключить онлайн-бухгалтерию, а не нанимать бухгалтера. В этом случае не нужно платить зарплату, делать социальные отчисления, оплачивать больничные. Кроме того, снижается вероятность человеческих ошибок. От них никто не застрахован, и иногда такие ошибки могут дорого стоить компании. Например, когда сотрудник вручную создаёт договор для контрагента, может забыть включить важный пункт или случайно вписать лишний нолик и не заметить. Чтобы этого не допустить, можно создать шаблоны и настроить автоматическое заполнение.

Цифровизация улучшает клиентский сервис, упрощает путь клиента, позволяет удержать его и быстрее реагировать на запросы. Например, можно создать сайт и подключить онлайн-оплату заказа — клиент выберет нужный товар и оплатит в пару кликов без звонков менеджеру. Кроме того, общение сотрудников с контрагентами можно наладить при помощи омниканальных платформ коммуникаций: виртуальная АТС, мессенджеры и т.д.

Ключевые направления цифровизации бизнеса.

Среди субъектов малого и среднего бизнеса 16% компаний в стране имеют высокий уровень цифровизации, 72% — средний, 12% — низкий. При этом больше половины (59%) респондентов не столкнулись с ограничениями доступа к иностранным сервисам. 58% компаний считают, что им удалось решить все технологические проблемы и продолжить работать как раньше.

Что популярно у малого и среднего бизнеса на Урале

В рамках своего исследования команда интернет-проекта «Будь мобильным» поинтересовалась у операторов связи, какие инструменты цифровизации бизнеса чаще всего используют корпоративные клиенты. Наиболее востребованными здесь оказались услуги широкополосного интернета (82%), VPN (62%), традиционная телефония (60%), мобильная связь (52%), инфраструктурные сервисы и услуги (31%).

В топ-5 самых востребованных цифровых услуг у уральских клиентов «Ростелекома» по итогам 2022 года входят: виртуальная АТС, видеонаблюдение, сервисы информационной безопасности, бесплатный номер 8-800 и облачные услуги. Именно на них пришлась львиная доля вложений со стороны предприятий малого и среднего бизнеса.

Кроме того, предприниматели цифровизируют бизнес сразу по нескольким направлениям: развивают свои сайты, используют онлайн-каналы в продвижении бизнеса и в коммуникации с клиентами, внедряют электронный документооборот.

Облачные решения для бизнеса.

В течение 2022 года наблюдается рост интереса к использованию антивирусных программ для юридических лиц (40%), специализированных программ для защиты бизнеса (22%). На 12 процентных пунктов снизилась доля компаний, не использующих инструменты защиты данных.

В 2022 году предприниматели менее активно использовали цифровые инструменты для рекламы и продвижения. По сравнению с 2021 годом снизилось использование рекламы в интернете на 17 процентных пункта (до 48%) и социальных сетях на 10 процентных пункта (до 38%). В два раза упала доля тех, кто делает спецпроекты с блогерами (с 12% до 6%).

Работа с большими данными.

Денежные операции всё активнее переводятся в онлайн-формат: доля компаний, использующих систему быстрых платежей для расчётов с физическими лицами, выросла с 1% до 17% по сравнению с показателями 2020 года. Каждая вторая российская компания сегмента МСБ в настоящий момент не посещает офис банка и осуществляет всё общение только в онлайн-формате.

Перспективы

Одной из главных точек роста в области цифровой трансформации бизнеса для российских компаний малого и среднего бизнеса по-прежнему остаётся повышение цифровой грамотности сотрудников. Важен также и более ответственный подход к информационной безопасности сопровождения бизнес-процессов. Эта сфера уверенно развивается, хотя до сих пор некоторым предпринимателям сложно использовать инструменты обеспечения безопасности данных.

Самой проблемной областью цифровизации пока остаётся обучение сотрудников, развитие дополнительных навыков персонала и руководителей. В ближайшее время эксперты ожидают появления удобных инструментов и сервисов, которые смогут помочь предприятиям МСБ закрыть их потребности.