Старт коммерческой эксплуатации сетей пятого поколения в России ожидается лишь в 2022 году. К этому времени операторам предстоит определить сферы применения новой технологии и принять международные стандарты. А пока участники рынка занимаются исследованием частотного спектра, создают демонстрационные зоны и получают бесценный опыт. Первый опыт использования сети 5G продемонстрировал оператор «МегаФон». Компания организовала прямую трансляцию футбольного матча в формате виртуальной реальности, при которой каждый пользователь смог очутиться на арене и смотреть игру с разных ракурсов, как в компьютерной игре.
В преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года в России провели первую прямую трансляцию футбольного матча в формате VR с использованием технологий 5G. Пользователи смоги воочию протестировать работу сети пятого поколения и оценить её преимущество по сравнению с существующими сетями 3G и 4G.
Для начала определимся, что такое 5G. 5G – перспективный стандарт мобильной связи со сверхвысокой скоростью передачи данных в несколько гигабит в секунду. Так, данные на абонентском устройстве можно передавать на скоростях 15 Гбит/с, что в 40 раз быстрее действующих беспроводных сетей. Кроме того, 5G уменьшают задержку сигнала до одной миллисекунды против 10 миллисекунд в сетях 4G и 100 миллисекунд в 3G.
По мере ускорения мобильного интернета рождаются новые форматы пользовательского контента. Так, в последнее время операторы фиксируют необычайно высокий рост трафика на видео, а также игровой контент с поддержкой дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальности.
Но главным мотивом внедрения 5G будут вовсе не развлечения. Связь нового поколения произведет очередную революцию в бизнес-процессах. Большие скорости и малое время отклика обеспечат массовое внедрение роботов и интернета вещей. Современный бизнес активно переходит на цифровые технологии и ему нужен новый виток производительности.
Российские телеком-компании также вовлечены в процесс изучения и внедрения сетей связи пятого поколения. В настоящее время участники рынка работают над поиском областей, в которых 5G будет востребован в первую очередь. В настоящее время тестируются разные диапазоны частот, поставщики оборудования и т.п.
Оператор «МегаФон» первым в России организовал демонстрацию возможностей сети 5G в области развлечений – трансляция спортивных соревнований в формате виртуальной реальности. Для тестов был выбран футбольный товарищеский матч Россия — Турция, который проходил на стадионе ВЭБ Арена в Москве. Прямая трансляция игры шла в офисе компании «МегаФон» на Оружейном переулке, 41, где гости события наблюдали за игрой футболистов в режиме реального времени в формате VR.
«6 лет назад в апреле 2012 года «МегаФон» первый в стране запустил 4G LTE. Сегодня в 2018 году мы уже показываем новую реальность, которая пройдёт под знаком 5G. Минимальные задержки сигнала, высокая пропускная способность, энергоэффективность, облачные сети доступа и гибкий интерфейс технологии пятого поколения сформируют ближайшее будущее человечества. «МегаФон» благодаря техническому лидерству, инфраструктурным возможностям и высокопрофессиональным специалистам начинает делать это первым уже сегодня», — отмечает генеральный директор «МегаФона» Сергей Солдатенков.
Трансляция проходила с использованием стандартизированных диапазонов 27578 — 27875 МГц выделенных ГКРЧ только «МегаФону», на коммерчески доступной (5G Ready) платформе AirScale производства Nokia с новыми платами для обработки радиоинтерфейса 5G. Для обеспечения радиопокрытия использовались: режим TDD, агрегация четырёх несущих по 100 МГц шириной каждая, MIMO 2×2 и модуляция 64QAM.
«Для трансляции использованы 5 специальных камер с возможностью съёмки в формате 180 градусов. Это позволило создать полноценное виртуальное присутствие на футбольном матче с максимальным погружением. B данном кейсе мы смогли показать практическое применение 5G в новых диапазонах частот, выделенных ГКРЧ «МегаФону» для тестовых запусков сетей пятого поколения сотовой связи. Это реальное воплощение преимуществ технологии пятого поколения: скорость, стабильность, пропускную способность и возможность множественных подключений без потери качества», — комментирует Анна Серебряникова, операционный директор компании «МегаФон».
Участники тестирования получили возможность смотреть матч с одной из пяти точек. Две из них были расположены за воротами, ещё две – в зоне угловых. Пятая камера располагалась на одной из центральных трибун и позволяла наблюдать за происходящим на поле сверху. Активировать ту или иную камеру можно было с помощью специального тачпада на очках. В общей сложности к тестовой зоне было подключено 22 пары очков. Как заметили участники тестов, это далеко не предел.
VR-технология позволила смотреть матч с наиболее удобного ракурса вслед за движением мяча и игроков. Что самое интересное, переключение между камера осуществляет сам зритель. Это прямо-таки мечта! Скорость переключения между точками обзора была весьма высокой, а управление девайсом – интуитивно понятным и удобным. Что касается качества видео, то оно походило на картинку какого-либо футбольного симулятора и было на весьма приемлемом уровне.
Одновременно с трансляцией футбольного матча в демонстрационной зоне был игровой интерактивный стенд, также работающий в формате VR на сети 5G. Его пользователи могли попробовать забить гол в виртуальной реальности.
Как пояснил руководитель по развитию радиосети «МегаФон» Дмитрий Точилин, в данном случае виртуальная реальность может использоваться не для единственного человека, а для двух человек. У сервиса есть возможность подключения двух пар VR-очков, благодаря чему зритель сможет присутствовать в виртуальной реальности бьющего пенальти человека. Раньше это было характерно лишь для фантастических фильмов, а сейчас доступно в реальности.
В этом примере 5G используется для минимизации задержки данных об объектах при передаче сигнала. Человек двигается с высокой скоростью, однако современные сети LTE с трудом могут обеспечить прямую трансляцию таких движений даже на грани своих возможностей – и при этом все равно остается эффект «замыливания». Футбол же – это быстро летящий мяч, быстро двигающиеся ноги – все это передать на скоростях четвертого поколения нереально. Так что возможности технологии 5G прежде всего будут востребованы в местах массового скопления людей, подобных фанзонам Чемпионата мира. В коммерцию подобный проект можно будет выпустить только после 2020 года вместе со стандартом 5G.
В ближайшее время в рамках соглашения с Правительством Москвы «МегаФон» продемонстрирует возможности единой оперативной радиосвязи для городских служб, что позволит быстро и комплексно решать проблемы москвичей благодаря 5G. С помощью единой системы все службы города смогут осуществлять индивидуальные и групповые аудиовызовы, видеть себя на карте, управлять группой с диспетчерской консоли. Также, будут продемонстрированы возможности 5G для развлечений в новом формате — виртуальная реальность (VR) и дополненная реальность (AR). Совместно с внешним партнёром будет представлен кейс видеонаблюдения на основе технологии 5G и Интернета вещей в интересах безопасности дорожного движения в городе.
«Москва всегда во многом первопроходец в том, что касается внедрения в жизнь города передовых технологий и инноваций. Всё это делается для того, что чтобы решать главную задачу — делать жизнь москвичей ещё более удобной и комфортной. Приятно знать, что самые успешные столичные проекты, наш положительный опыт, впоследствии тиражируется на всю страну, — отметил руководитель Департамента информационных технологий (ДИТ) города Москвы Артём Ермолаев. — Уверен, что развитие цифровой экономики в Москве позволит городу уже в ближайшем будущем конкурировать с другими международными центрами новых технологий за размещение бизнеса лучших компаний и привлечение ценных кадров. Сотрудничество с ведущими мобильными операторами, в число которых входит «МегаФон», поможет нам в создании такой площадки».
В течение года планируется реализовать пять направлений совместной работы с ДИТ Москвы. Первый можно было наблюдать в рамках прямой трансляции футбольного матча. Технологию собираются использовать для передачи картинки для жизненно важных проектов. Второе направление – дополненная реальность. Уже летом 2018 года на одой из центральных улиц Москвы будет установлен специальный терминал, который с помощью AR будет показывать, как город будет меняться в связи с реализуемыми градостроительными проектами. Это покажет возможность работы индивидуальных устройств с большим потоком видео.
Третье направление – это наложенная сеть для радиосвязи с использованием сети пятого поколения, которая должна обеспечить гарантированную работу операторов во время Чемпионата мира. Далее с одной из каршеринговых компаний будет запущен проект по передаче картинки из машин – это видеонаблюдение за поведением водителей. Это важная составляющая, влияющая на два тренда для дальнейшего развития. Первый – это анализ поведения клиентов за рулем для снижения аварийности на дорогах. Второй – это работа по развитию беспилотного транспорта. Планируется, что проект позволит отслеживать поведение пассажира в самоуправляемом автомобиле, определять, адекватен ли он, трезв и здоров.
Пятое направление – использование 5G для внедрения технологий «умного города». В рамках этого проекта предполагается протестировать совместимость большого количества датчиков и смарт-технологий, которые планируется использовать для улучшения качества жизни горожан.