На российском рынке мобильных операторов появится новый игрок – Yota (ООО «Скартел»). Компания, ни много, ни мало, заявляет о себе как о четвёртом сотовом операторе страны. «Скартел», активы которого на 100% принадлежат МегаФону, за пять лет планирует нарастить свою абонентскую базу до 10 млн абонентов. При этом развиваться новый игрок будет по модели MVNO (виртуального оператора), используя свои собственные сети LTE, а также инфраструктуру 2G, 3G и LTE МегаФона.
В рамках форума «Телеком 2014», организованного газетой «Ведомости», компания «Скартел» (бренд Yota) сообщила о начале работы в качестве виртуального оператора, предоставляющего услуги мобильной связи на сети GSM и 3G/4G. Концепцию обновлённого оператора Yota представил новый генеральный директор компании «Скартел» Анатолий Сморгонский.
Чисто технически Yota будет оказывать абонентам услуги голосовой связи, передачи SMS, мобильного интернета с использованием возможностей своей собственной сети и сетей МегаФона по всей России. Будет использована модель виртуального оператора, где «Скартел» будет отвечать за маркетинг и дистанционное обслуживание клиентов.
Под Yota уже выделена отдельная номерная ёмкость в DEF-формате +7 999 XXXXXXX (код +7 999 99 XXXXX закреплен за Москвой). В компании заявляют, что данная нумерация будет способствовать привлечению новых абонентов, особенно среди молодежи и продвинутого населения России.
Первыми абонентами в «ограниченной коммерческой эксплуатации» с 23 апреля могут стать жители Москвы, Петербурга, а также Московской и Ленинградской областей. При этом речь идет об избирательном переводе существующих у Yota абонентов на новые принципы обслуживания. В дальнейшем география услуг распространится на всю территорию России.
Заявить о своем желании протестировать услуги мобильного оператора Yota можно по этой ссылке.
Представители Yota заявили, что не будут создавать путаных тарифов. Для всех абонентов будет предусмотрен персональный пакет связи. В него будет входить
- Федеральное покрытие 2G/ 3G /4G на базе сетей «Скартела» и МегаФона
- 100% безлимитный интернет для смартфонов
- безлимитные звонки абонентам Yota
- безлимитные SMS-сообщения
- пакет голосовых минут на номера мобильных и фиксированных операторов своего региона абонент сможет подбирать самостоятельно
Что касается «полностью безлимитного Интернета», то он будет предоставляться сугубо для смартфонов. Всё остальное ограничено. Вот выдержки из документов, выложенных на сайте оператора:
«Использование Сим-карты, вставленной в Мобильное устройство, для обеспечения возможности дополнительного пользования услугами связи Оператора с других устройств, подключенных к такому Мобильному устройству по проводному или беспроводному каналу, не допускается. В случае нарушения Клиентом ограничений, указанных в настоящем разделе, Оператор имеет право снизить скорость предоставления услуг Мобильного Интернета до 32 кбит/с.
На всех Тарифах скорость ограничивается до 32 кбит/с также для сервисов, использующих ресурсы Сети для доступа к пиринговым файлообменным сетям (в т.ч. с использованием технологии распределенного распространения файлов BitTorrent и пр.) и загрузки файлов большого объема.»
Управление услугами и обслуживание будет осуществляться с помощью мобильного приложения. Пользователю будет обеспечена возможность выбора SIM-карты необходимого формата (мультиформатная SIM-карта). С целью обеспечения комфортного сервиса и оптимальных цен Yota откажется от классических каналов продаж. Основным каналом тут станет корпоративный сайт оператора. Там потенциальный абонент сможет подобрать номер и выбрать пункт получения комплекта с sim-картой.
В настоящее время жители Москвы смогут воспользоваться тарифом «Базовый» оператора Yota. Вот его некоторые параметры:
- Пакет 300 минут голосовой связи в рамках Москвы и области. SMS и мобильный интернет – безлимитно. Стоимость пакета составляет 750 рублей в месяц.
- Вызовы на номера Оператора по всей России – 2,50 руб. за минуту;
- Вызовы на номера других операторов по всей России – 2,50 руб. за минуту;
- SMS на любые мобильные номера по всей России – 2,50 руб. за штуку;
- Входящие вызовы за пределами домашнего региона – 2,50 руб за штуку.
Для Санкт-Петербурга аналогичный пакет услуг будет стоить 590 рублей в месяц.
Что касается международного роуминга, то в Yota пока не комментируют его тарификацию, отмечая, что он будет очень похож на тарифы МегаФона.
Помимо прочего, хочется сделать ремарку и рассказать чуть подробнее о связи «Скартела» и МегаФона.
Компания «Скартел» была приобретена МегаФоном в прошлом году. Главная ценность этого актива – частоты, выданные под строительство LTE. Причем полосы частот в несколько раз превышают те, что были выделены всем остальным мобильным операторам и самому МегаФону. Предполагалось, что «Скартел» построит федеральную сеть LTE на средства операторов «большой тройки» и потом будет сдавать её желающим операторам. Но в итоге этот проект приказал долго жить. А сам актив купил МегаФон.
После приобретения Yota МегаФон стал крупнейшим держателем частот LTE в России. Ну, а сети четвертого поколения, которые успела построить Yota, стали использоваться МегаФоном для предоставления собственных услуг.
При этом юридически «Скартел» остался независимой структурой, но фактически – это часть МегаФона. По этой же причине МегаФон консолидирует все данные по Yota в своей финансовой отчетности.
В своих публичных интервью нынешний гендиректор МегаФона Иван Таврин несколько раз заявлял, что ставит перед компанией задачу стать оператором номер один в России, обогнав вечного конкурента МТС (МТС обслуживает 75,3 млн абонентов в России, а МегаФон – 68,1 млн). При этом основной упор должен быть сделан на продвижение мобильного интернета и высокотехнологичных сервисов.
Одним из вариантов воплощения этих целей и является запуск виртуального оператора Yota. Особенно интересным в этом аспекте является предварительный план по подключению абонентов, который поставлен перед Yota.
По словам Анатолия Сморгонского, новый оператор планирует набрать абонентскую базу в 10 млн абонентов в течение пяти лет. При этом, тему капиталавложений в Yota всячески избегали. Избегали её и в МегаФоне.
Поможет ли развитие Yota головной компании, непонятно. Ранее все MVNO проекты в России не добивались значительных успехов. Однако для рынка это новый тактический приём. Насколько он окажется успешным, увидим через год или два.
Ну, а пока жителей Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области ожидает масштабная рекламная кампания, ни много, ни мало, четвёртого федерального оператора.