В России началась коммерческая эксплуатация услуг мобильной связи на борту самолета. Первым воздушным судном с такой возможностью стал Airbus A321 «Мсислав Келдыш» авиакомпании «Аэрофлот». Технической реализацией проекта занималась компания «МегаФон». Нашему корреспонденту посчастливилось стать одним из тех, кто смог протестировать услугу в числе первых.

Мобильная связь берет новые высоты в самом прямом смысле этого слова. Мало того, что мобильник сопровождает нас повсюду и позволяет общаться и выходить в Интернет на земле, теперь все это возможно и в воздухе.

У пассажиров российской авиакомпании появилась возможность пользоваться услугами сотовой связи во время полета. Впервые об этой возможности стало известно еще три месяца назад, когда авиакомпания «Аэрофлот» и оператор «МегаФон» начали тестирование услуг связи на новом самолете Airbus A321 «Мстислав Келдыш».

К 1 марта 2011 года тестирование закончилось. По этому случаю МегаФоном был организован пресс-тур, включающий в себя перелет по маршруту Москва-Новосибирск-Москва, где журналисты смогли бы протестировать услуги связи на борту самолета. Нам посчастливилось стать одними из тестеров и выяснить, как все это работает.

Вечер, аэропорт «Шереметьево», терминал «D». За два часа до вылета представителей СМИ и блогеров ожидала пресс-конференция по случаю официального запуска услуг в коммерческую эксплуатацию.

- Сегодня первый день коммерческой эксплуатации проекта по организации мобильной связи на борту российского воздушного судна, - отмечает Денис Ночевнов, директор по новым технологиям и услугам компании «МегаФон». - Сразу оговорюсь, что среди услуг, которые мы предоставляем, будет только SMS, MMS и мобильный интернет.

С чего началось

История развития мобильной связи на борту воздушного судна берет свое начало в 2000 году, когда европейское агентство по безопасности полетов (EASA) совместно с научными центрами и операторами проводили исследования на электромагнитную совместимость и возможность предоставления беспроводной связи на воздушных судах. После этих исследований было получено разрешение, и началась первичная сертификация технических средств стандарта GSM как безопасных. Тогда же были проведены первые опыты по установке оборудования на самолетах Airbus и Boeing.

Пресс-конференция проекта Связь на высоте.

Денис Новевнев и Петр Прокофьев из МегаФона.

Стоит отметить, что ранее представители авиакомпаний «боролись» с мобильными телефонами на борту самолётов. Основой причиной, запрещающей использование сотовых телефонов в самолёте, являлись помехи, которые могут вызвать звонки по мобильному. Считается, что звонок по телефону может привести к конфликту частот оборудования самолёта, а также изменить показания навигационных систем.

В настоящее время услуги мобильной связи предоставляются на борту ведущих авиакомпаний мира, среди которых Delta, Air France, Lufthansa, Emirates, British Airways, Bmi и другие. В разных самолетах используются разные технологии: где-то Wi-Fi, где-то GPRS/EDGE.

Российские реалии

Российских авиакомпаний в этом списке до недавнего времени не было. В этой связи в 2009 году «Аэрофлот» обратился к телекоммуникационным компаниям с просьбой, помочь в организации мобильной связи на борту его самолетов. На это предложение первым откликнулся МегаФон.

Официальный меморандум о начале работ был подписан в декабре 2009 года. Согласно этому документу на МегаФон во время пилотной реализации проекта ложилась основная финансовая нагрузка по покупке необходимого оборудования, монтажа систем и организации каналов связи. Компания «Аэрофлот», в свою очередь, предоставляет свои воздушные суда.

Мегафон и Аэрофлот.

В феврале 2010 года было получено разрешение Государственной комиссии по радиочастотам [ГКРЧ] о выделении полос частот в диапазоне 1710-1785 МГц и 1805-1885 МГц для организации микросетей сотовой связи GSM на борту самолётов. Причем базовые станции, установленные в самолетах, должны работать только на высоте более трех тысяч метров. Если высота будет ниже, станции будут автоматически отключаться, чтобы не создавать помехи для наземных служб. Таким образом, исключается использование мобильных телефонов в наиболее ответственных фазах полета - при взлете и посадке.

В апреле того же года «Аэрофлот» и МегаФон подписали контракт об установке на бортах воздушных судов авиаперевозчика базовых станций оператора. В это же время проект получил массовое освещение в прессе и Интернете.

Начало полетов

24 декабря 2010 года состоялся первый полет самолета Airbus A321 «Мстислав Келдыш» с пассажирами на борту с включенной в тестовом режиме услугой мобильной связи. Пока это единственный самолет с услугами мобильной связи на борту.

- До сегодняшнего дня мы оставляли услуги связи в тестовой эксплуатации для того, чтобы утрясти все технические и административные детали, чтобы предоставить услугу нашим абонентам в максимально качественном виде, - рассказывает начальник отдела развития услуг для массового рынка компании «МегаФон», куратор проекта «Связь на высоте» Петр Прокофьев. - Кроме того, наши абоненты получили хороший бонус – два месяца они могли пользоваться услугами связи на «Келдыше» бесплатно. Ну, и сегодня начинается коммерческая эксплуатация услуг связи.

Представители прессы на пресс-конференции МегаФона.

Пилотный проект предполагает реализацию МегаФоном услуг связи на трех самолетах типа Airbus A320/321, вместимостью до 200 человек и дальностью полетов до 5 000 м. В настоящее время полеты на этих воздушных суднах осуществляются из Москвы в Париж, Милан, Мюнхен, Лондон, Санкт-Петербург, Новосибирск.

Представители прессы - Сергей Половников и Марина Эфендиева.

По словам представителей МегаФона, компания перенимала опыт у европейских операторов и авиаперевозчиков с точки зрения продолжительности полета и потребления услуг. Что касается причин выбора технологической основы, то это GSM 1800. Причина тому, GSM 1800 наиболее массовая технология в отличие от Wi-Fi или 3G. «С технологической точки зрения это оптимальное решение, - говорят в МегаФоне. – Не нужно вводит никаких логинов и паролей. Достаточно иметь при себе мобильный телефон».

Стратегическое партнерство МегаФона и Аэрофлота.

Завершающая веха пилотного проекта для МегаФона - запуск услуг мобильной связи на борту дальнемагистрального самолета Airbus A330 (дальность полетов свыше 5 000 м), который совершает трансатлантические перелеты в Северную Америку или полеты в самые восточные регионы России. Сейчас МегаФон ведет обсуждение этого проекта с «Аэрофлотом». На этом типе судов оператор планирует помимо GSM 1800 развернуть еще и Wi-Fi доступ с шириной канала уже до 768 Кбит/с.

Техника и технологии

В самолетах, оборудованных услугами мобильной связи на борту, в отличие от прочих помимо стандартного информационного табло «пристегните ремни» и «курение запрещено» имеется индикация «доступ к мобильной сети». Живые изображения табло вы можете видеть на наших фото.

Табло мобильная связь на борту Airbus A321.

В упрощенном виде техническая схема работы услуги мобильной связи на борту самолета выгладит следующим образом. На воздушном судне установлено оборудование МегаФона – базовая станция (IP.Access), которая раздает услуги внутри, спутниковый модем и приемо-передающая антенна. Через антенну происходит связь со спутниковой системой Inmarsat, геостационарными спутниками. Далее сигнал терминируется и приземляется на наземные станции приема и передачи. Канал симметричный со скоростью 384 Кбит/с. Затраты на спутниковую линию связи занимает до 75% от стоимости всего проекта. В качестве партнера МегаФна здесь выступает компания OnAir. Интегрированное решение OnAir включает поддержку сервисов GSM/GPRS, сервис мониторинга и управления. МегаФону решение OnAir обошлось в 30 млн. рублей. Наземный сегмент и ядро сети у оператора собственные.

Схема работы услуг мобильной связи на борту самолета.

Как пояснил Денис Ночевнов, в настоящее время гарантию безопасности при установке на борт оборудования для мобильной связи дает только Airbus. Правда, при этом выбор решений для связи ограничивается теми поставщиками, у которых есть договор с авиастроительной компанией — IP.Access, OnAir и Inmarsat. Установку оборудования осуществляет сам авиастроительный концерн Airbus.

- Еще одной уникальной особенностью проекта является то, что МегаФон стал «набортным оператором». В мире такая бизнес модель не реализуется. Если вы проследите за международной практикой, то на борту самолете есть отдельный оператор, который не присутствует на земле, он есть только в воздухе, - отметил Петр Прокофьев.

Спрос и ценовая политика

Согласно исследованиям МегаФона, 90% пассажиров самолета имеют мобильные телефоны. При этом, учитывается наполняемость салона в 75%, из них 60-70% пользуются смартфонами. К этому стоит добавить еще 70% тех, у кого с собой есть ноутбуки или нетбуки (в учет берутся пассажиры бизнес класса). Таким образом, устройств, которыми могут воспользоваться пассажиры во время полетов, относительно много. В среднем 95-100 человек.

Спрос на услуги связи на борту самолета.

Для них уже доступны услуги приема и передачи SMS, MMS, мобильного интернета, электронная почта, обмен мгновенными сообщениями (Skype, ICQ, Jabber). Голосовые вызовы пока недоступны, хотя техническая возможность для этого имеется. По словам представителей МегаФона, вопросы с открытием возможности совершения голосовых звонков сейчас обсуждаются и исследуются. Одной из возможных проблем является снижение комфорта пассажиров. «Не всем пассажирам может понравиться, когда рядом раздаются телефонные звонки и кто-то начинает эмоционально чем-то разговаривать», - отмечают в компании.

Между тем, стали известны тарифы на услуги связи на борту самолетов «Аэрофлота». Стоимость отправки одного SMS составит 10 рублей, 100 кб GPRS-трафика - 35 рублей с НДС. Цена MMS будет определяться количеством передаваемого трафика по ценам мобильного интернета. Тарификация будет происходить в режиме реального времени.

Все услуги будут доступны на борту самолета абонентам операторов, с которыми у МегаФона есть роуминговые соглашения.

МегаФон запустил связь на борту самолета.

В МегаФоне подчеркнули, что тарифы на услуги связи на борту самолета в несколько раз дороже обычных наземных тарифов оператора, но в 2-3 раза дешевле, чем в международном роуминге. Как было отмечено ранее, столь высокая стоимость складывается из высоких затрат на спутниковые каналы связи. Вместе с тем, в МегаФоне не исключают возможности снижения тарифов в случае высокого спроса на услуги связи во время полетов. Цена также зависит и от количества самолетов, оборудованных системами сотовой связи. Чем их будет больше, тем дешевле будет услуга.

Тест связи на борту

За разговорами о технологиях, самолетах и тарифах подошло время вылета нашего рейса в Новосибирск.

Группа журналистов занимает свои места. По громкой связи объявляют о том, что самолет оборудован мобильной связью, которая будет работать во время полета. Просят ознакомиться с подробностями и описанием тарифов в буклете, находящемся в заднем кармане кресла впереди сидящего пассажира.

Взлет. Набор высоты. Проходит около 25 минут с момента начало полета. Табло «мобильная связь» отключается, это означает, что самолет набрал высоту свыше 3 000 м. По идее, должна заработать связь.

По громкой связи объявляют о том, что самолет оборудован мобильной связью, которая будет работать во время полета.

Включаем телефон и нетбук с модемом. Определяется сеть МегаФон. Отправляем тестовое SMS. Оно доходит с задержкой в 1,5 минуты.

Приступаем к тесту мобильного интернета. Ой, нет. Не приступаем. Загорелось табло «мобильная связь». Индикация сети пропала.

 Табло «мобильная связь» отключается, это означает, что самолет набрал высоту свыше 3 000 км.

Через 3-4 минуты связь появилась снова. Пробуем выйти с телефона в Интернет в Twitter, чтобы отписаться о своем местоположении. Грузится очень медленно. Коллеги-журналисты в аналогичной ситуации. Загрузка очень медленная. Снова - нет сети.

Сеть снова появилась. У коллеги на соседнем месте получилось отправить пост в Facebook. У меня тоже почти получилось отписаться в Twitter. Но снова разрыв соединения. Увы, но такая ситуация наблюдалась на протяжении всего полета.

 У коллеги на соседнем месте получилось отправить пост в Facebook.

Во время полета SMS-сообщения работали стабильно хорошо. Это стало основным источником общения с землей. Мне удалось в общей сложности отправить 19 SMS и столько же в ответ, несмотря на ночное время. А выйти в Интернет получилось только на самые легкие страницы, да и то, очень и очень редко. Говорить о том, что на борту нашего самолета работал Интернет, увы, нельзя. В МегаФоне признали данную проблему и обещали с ней разобраться, отметив, что до введения услуги в коммерческую эксплуатацию, испытания сервиса показывали удовлетворительные результаты. Кроме того, в МегаФоне обещали приостановить тарификацию услуг связи на борту самолета до устранения всех технических проблем.

Периодически работал интернет и на планшетах.

В МегаФоне обещали приостановить тарификацию услуг связи на борту самолета до устранения всех технических проблем.

По этому поводу вдруг вспомнилась ситуация с запуском сетей 3G. В полную силу и на планируемых скоростях сети начинали работать только через 4-5 месяцев после старта. И это было у вех без исключения операторов в разных регионах.

Пока МегаФон является единственным в России, кто оснащает воздушные суда оборудованием для предоставления мобильной связи. Другие операторы пока не выразили особого желания принимать в этом участия. Дорогое это все-таки удовольствие.

Вообще, сидя в самолете на высоте 10 000 м и зная, что ты можешь выйти в Интернет или общаться по SMS, хочется непременно сделать это. Остановить может, разве что цена. Но, чем черт не шутит, обычная мобильная связь на заре тоже была дорогой.

Галерея