В Челябинске увеличится количество единиц общественного транспорта, в котором доступен бесплатный Wi-Fi. К запущенным год назад трамваю и троллейбусу, в начале июля добавятся как минимум 15 трамваев. Корреспондент интернет-проекта «Будь мобильным» выяснил подробности этого проекта.

А началось всё на прошлой неделе, когда глава администрации Челябинска Сергей Давыдов потребовал оснастить общественный транспорт, в частности, вновь отремонтированные трамвайные вагоны доступом в Интернет.

- Муниципальный транспорт должен быть конкурентоспособным, хоть в чем-то быть впереди. В маршрутных такси ведь нет Wi-Fi, - отметил он.

Уже через неделю это поручение получило продолжение. Нашелся подрядчик.

Как пояснил начальник городского управления транспорта Олег Козлов, городским властям удалось заключить договор с оператором «Билайн».

Проект внедрения бесплатного Интернета в трамваях Челябинска полностью финансирует «Билайн». Тем более, что год назад оператор уже запустил один трамвай и один троллейбус с бесплатным Wi-Fi. На плечи сотовой компании легла закупка, установка, настройка и интеграция оборудования, а также изготовление информационных материалов и оплата трафика. По оценкам интернет-проекта «Будь мобильным», затраты на оснащение одной единицы общественного транспорта необходимым оборудованием без учета трафика составляют 30 000 рублей. При этом ежесуточное потребление трафика оценивается на уровне 5 Мбайт на единицу транспорта.

При этом модернизированные трамвайные вагоны уже оснащены специальными Wi-Fi роутерами, они готовятся выйти на маршруты в ближайшие дни. На очереди установка подобного оборудования в вагонах, находящихся на капитальном ремонте.

Роутеры расположены в кабине водителя в центральной консоли внутри. Питание они получают от бортовой сети трамвая. Система предусматривает автоматическую защиту от перенапряжения и короткого замыкания.

Используемый в рамках реализации проекта 3G роутер Wi-Fi Huawei b260 безопасен для использования, имеет необходимые сертификаты соответствия ГОСТам и сертификацию в области связи.

По предварительным оценкам, бесплатный Wi-Fi появится как минимум в 15 трамваях, прошедших глубокую модернизацию. А в ближайшем будущем бесплатный Интернет может появиться и в челябинских автобусах.

Представители «Билайна» не скрывают, что участие в проекте является, по сути, благотворительностью. В компании отмечают, что заработать на бесплатном Wi-Fi невозможно.

Между тем, эксперты отмечают, что организация бесплатного доступа в Интернет, хороший PR как для оператора, так и для региональных властей. Именно поэтому аналогичные проекты получают столь большую популярность. Правда, ни в одном случае покрыть транспорт хотя бы на половину ещё никому не удавалось. Все проекты точечные.

Так, в Екатеринбурге с апреля 2012 года работают 10 трамваев «Билайн». В Перми курсируют 20 трамваев, оснащенных Wi-Fi роутерами МТС. Оператор также предоставляет бесплатный Интернет в 10 автобусах в Сургуте и междугородних автобусах в Тюмени.

- Первый проект по оснащению трамваев Wi-Fi на Урале компания запустила летом 2012 года в Магнитогорске, отмечают в пресс-службе компании. - Сейчас наши зоны бесплатного Wi-Fi в общественном транспорте работают в четырех регионах Урала - в Челябинской, Тюменской областях, ХМАО и Пермском крае.  Wi-Fi  от МТС доступен, в том числе и на междугородных маршрутах. Так,  доступом в интернет могут пользоваться пассажиры рейса Тюмень-Тобольск. Автобусы на данном маршруте находятся в пути более 4,5 часов.

По данным МТС, статистика потребления интернет-трафика в транспорте свидетельствует о популярности сервиса. Так, например, в Сургуте ежемесячно объемы скачанной в поездках информации прирастают на четверть. Недавно там было принято решение о расширении проекта и запуске новых маршрутов. В среднем же на один роутер в день приходится 50 Мб трафика. При этом статистика потребления сильно зависит от маршрута, от времени года, города, вида транспорта и погоды.

МегаФон предоставляет бесплатный мобильный Интернет в троллейбусах в Перми и в автобусах в Тюмени. Но особой популярности у населения они не получили. За месяц пользователи выкачивали, в лучшем случае, по 100 – 150 Мбайт в месяц на город.

Вот и получается, что бесплатный Wi-Fi в трамвае, троллейбусе или автобусе – отличный имиджевый проект. Но реальной необходимости он в себе не несёт.