Звенит звонок. Дети с традиционными букетами гладиолусов с бабушкиного огорода заполняют кабинеты и коридоры учебных заведений. Насыщенная пора летних каникул осталась позади, и родители могут вздохнуть спокойно: ребенок как минимум на полдня занят в школе. Удостовериться в том, что с любимым чадом все в порядке, просто: у большинства школьников есть мобильные телефоны. Но что делать в том случае, если «абонент недоступен»?

Еще полгода назад родители, услышав в трубке бесстрастный голос автоматической программы, схватились бы за голову. Обзвон друзей, учителей, больниц и далее по нарастающей – через всё это предстояло пройти взволнованным мамаше/папаше… Чтобы через час-другой безрезультатных поисков то самое «любимое чадо» появилось на пороге дома, радостное и довольное. Как в мультфильме: «Просто приходил Сережка, поиграли мы немножко». Мама в слезы, папа хватается за ремень… Теперь этой нервотрепки можно избежать.

Операторы сотовой связи предлагают новый сервис – поисковую систему. Даже если у ребенка нулевой баланс, севшая батарейка или просто отключен звук на телефоне, вы всегда сможете определить его месторасположение. Это услуга  - «Большой Брат», который «всегда смотрит на тебя».

«Мегафон-Урал» объявил о запуске нового сервиса 7 мая 2008 г. Оператор сотовой связи предложил своим абонентам микс «2 в 1»: тариф «Смешарики» с бесплатными звонками на два «любимых номера» без ограничения времени разговора и услугу «Маячок». В ней предусмотрено две роли: «ребенок» (абонент тарифного плана «Смешарики») и «родитель» (абонент любого тарифного плана МегаФон). Для того, чтобы узнать, где малыш находится в данный момент, «родителю» нужно отправить SMS или USSD-запрос. В ответном MMS-сообщении он получит текстовое описание и часть карты города, на которой указано местоположение ребенка.

 - Каждый родитель испытывает определенное волнение, когда ребенок начинает делать первые шаги во взрослую жизнь. «МегаФон» помогает сделать этот переход более комфортным. С помощью нового тарифа «Смешарики» и услуги «Маячок» родители смогут уменьшить расходы на связь и всегда будут знать, где находится ребенок в данный момент», - отмечает заместитель генерального директора, коммерческий директор «МегаФон-Урал» Татьяна Сухотина.

«МТС» тоже включил в перечень предоставляемых сервисов аналогичную услугу «Ребенок под присмотром». Она предполагает обнаружение не только детей, но и других членов семьи. Для того, чтобы определить месторасположение любого из зарегистрированных представителей вашей династии, можно отправить SMS с запросом, зайти на Интернет-портал www.mpoisk.ru, раздел «Дети и родители» или воспользоваться wap.mpoisk.ru.  Ребенок также может узнать, где находятся мама или папа, отправив соответствующие запросы.

Стоит эта услуга 50 рублей в месяц, включая НДС. Сюда включено неограниченное количество запросов в течение месяца на определение местоположения трех зарегистрированных членов семьи. Дополнительная регистрация человека оплачивается отдельно.


Среди опрошенных мною друзей и знакомых пока очень маленький процент тех, кто успел подключить поисковую систему. Но с одним пользователем данной услуги все-таки удалось пообщаться. Сергей Павлов, абонент сети «Мегафон-Урал» и папа 7-летней Алены, несколько месяцев назад подключил тариф «Смешарики» и услугу «Маячок». Теперь делится первыми опытами.

 -  Сергей, как на практике работает эта услуга?

 - На практике – довольно легко. Набираешь определенную комбинацию символов, посылаешь запрос. Тебе в ответ приходит MMS-сообщение, где схематично изображено местоположение ребенка. Я бы даже сказал, очень схематично. Масштаб той карты, которая демонстрируется – около 300 метров. Судя по опыту, точность обнаружения страдает. То есть, одна картинка может соответствовать местоположению в радиусе 2 километров. Если человек переместится на 300 метров в сторону, будет то же изображение. Не пишется «до дома», до сантиметра – только, например, перекресток такой-то и такой-то улиц.

 -  Были ли случаи, когда эта услуга тебя выручала?

 - Да. Однажды отправили Алену к подружке в гости. Девочки ушли гулять. Нас не предупредили, а у дочери телефон разрядился. Мы перепугались – куда делась? Сделали запрос, выяснили, что где-то недалеко. Таким образом, быстро нашли, где она и с кем.

 -  Если оценивать услугу по 5-балльной шкале, какую оценку ты поставил бы?

 - Если принимать во внимание технические возможности, учитывая невысокую точность обнаружения – на троечку. Если воспринимать как новую интересную услугу – пятерка. Насколько я знаю, в Москве такой сервис действует на всех тарифах. Им пользуются для того, чтобы, к примеру, узнать адрес ближайшей аптеки или крупного магазина. Посылаешь вопрос, тебе выдается карта. Услуга очень удобная, я считаю.

 -  И последний вопрос: насколько поисковая система актуальна на сегодняшний день?

 - Я думаю, для родителей этот сервис будет более интересен, когда ребенку 10, 12, 15 лет, он более самостоятелен, и появляется необходимость отслеживать его местоположение. Когда ребенок маленький – эта услуга для интереса, развлечения, ну и, на всякий случай, конечно!

Что ж, будем надеяться, что со временем сервисы будут совершенствоваться и развиваться. А пока, важно вложить в ребенка основные правила безопасного поведения в те моменты, когда он находится без присмотра взрослых: не разговаривать с незнакомыми людьми, не садиться к ним в машины, в темное время суток ходить только по освещенным улицам и т.д. и т.п. Сознательный ребенок – залог здоровой нервной системы родителей!