В России начинают продаваться операторские версии мобильных телефонов. Уже сейчас на рынке появляются специальные версии мобильных девайсов с уникальным контентом и программным обеспечением. Новые шаги в этом направлении делают Nokia и МТС. В рамках партнерского соглашения вендор и оператор начнут продавать коммуникатор Nokia N97 с эксклюзивным программным обеспечением МТС.
На прошедшем XIII Петербургском международном экономическом форуме компании Nokia и МТС подписали соглашение, в рамках которого финский производитель будет напрямую поставлять продукты в розничную сеть российского оператора. Среди магазинов значатся салоны МТС, «Эльдорадо» и «Телефон.Ру». Кроме того, по договоренности Nokia и МТС будут заниматься продвижением новых устройств совместными усилиями.
Первой ласточкой стала презентация коммуникатора Nokia N97 со специальным программным обеспечением МТС, который будет продаваться только в розничной сети оператора и монобрендовых магазинах Nokia. Продажи этого девайса на приоритетных правах стартуют 11 июня 2009 года, то есть на три недели раньше старта обычной версии коммуникатора.
В первых числах июля 2009 года смартфон поступит в продажу и в остальные торговые сети.
Под специальным программным обеспечением понимаются «виджеты». Виджет - это информационный блок, который содержит фрагмент интернет-сайта и облегчает доступ к информации и мультимедиа.
Представители МТС полагают, что развитие рынка коммуникаторов позволит компании стимулировать потребителей на более активное потребление интернет-трафика, продажа которого становится одним из приоритетных направлений в МТС.
- Логика такого развития событий основывается на том, что в нашем понимании будущее мобильной связи неразрывно связано с интернетом и максимальной индивидуализацией сервисов. А наличие в Nokia N97 разработанных нами специальных виджетов побуждает нас более подробно знакомить покупателя с теми сервисами, которые станут ему доступны, - говорит президент МТС Михаил Шамолин.
В Nokia также полны оптимизма, несмотря на стоимость устройства в 28 990 рублей. Тем не менее, представители вендора отказались озвучивать планы продаж Nokia N97 как в России, так и в мире.
- Nokia N97 – флагманский продукт, не имеющий аналогов на мировом рынке. Nokia впервые в России осуществляет запуск такого масштаба вместе с оператором мобильной связи, компанией МТС, - подчеркивает вице-президент Nokia в регионе «Евразия» Виктор Сайс. – Главное отличие Nokia N97 от существующих на рынке смартфонов, это не только полноценная QWERTY-клавиатура и сенсорный дисплей в одном устройстве, но еще и то, что это мобильный компьютер, полностью подстраивающийся под абонента. В нем есть полный набор приложений, актуальных для конкретного пользователя.
В отличие от соглашений МТС с Apple, в рамках которого оператор обязан выкупить у производителя фиксированное количество аппаратов за определенное время, конкретных цифр продаж Nokia N97 нет. Для МТС и Nokia это вполне комфортные условия.
- Три-четыре недели эксклюзивных продаж, позволят сделать нам выводы об эффективности сотрудничества. Мы рассчитываем на позитивный опыт и продолжение сотрудничества, - прогнозирует Нильс Нильсен, генеральный директор Nokia в России.
Особый акцент представители МТС сделали на то, что соглашение с Nokia не подразумевает отказа от сотрудничества с другими вендорами.
- При всем нашем уважении к Nokia мы не заключаем эксклюзивных соглашений с вендорами, мы руководствуемся желаниями потребителей и уже сейчас у нас заключены договоры о прямых поставках со всеми ведущими производителями мобильных телефонов, - отмечает Михаил Шамолин.
То есть Nokia N97 неоператорское устройство, а сугубо «кастомизированное» под потребности абонентов МТС.
Основной проблемой для популяризации «кастомизированных» телефонов и коммуникаторов является их цена. Именно она будет являться сдерживающим фактором, который будет препятствовать активному росту ARPU от дополнительных услуг. Это показал опыт продаж Apple iPhone 3G. Подобная участь может постигнуть и Nokia N97.
Наиболее оптимальным выглядит «кастомизация» девайсов среднего ценового сегмента, который доступен для большинства молодых людей, предпочитающих инновационные технологии.
Поэтому особого коммерческого успеха «кастомизированной» версии N97 ожидать не стоит, а вот приобретенный опыт будет полезен как вендору, так и оператору.
Стоит напомнить, что в разное время операторы и розничные сети продавали специальные версии мобильных телефонов с уникальным «кастомизированным» контентом.
- Мы рассматриваем направление выпуска кастомизированных телефонов как нишевые предложения для определенных групп абонентов. Еще в 2005 году «Билайн» стал первым оператором, предложившим на российском рынке кастомизированный телефон и тарифный план «Интуиция» с доступом к специально разработанному контенту для женской аудитории, - рассказывает Дмитрий Чебыкин, старший менеджер по связям с общественностью Билайн в Уральском регионе. - Совместно с вендорами телефонов мы постоянно ведем работу по анализу и разработке интересных и востребованных предложений в этой области. Так, например, для наших клиентов на Дальнем Востоке в конце прошлого - начале этого года мы уже выпустили три модели телефонов Huawei с поддержкой 3G в разных ценовых категориях.
Тем не менее, опыт Nokia N97 в России может вновь подстегнуть интерес операторов к этому сегменту рынка.