Компания «МегаФон» работает на уральском рынке мобильной связи уже семь лет. За это время оператор старался не гнаться за количеством абонентов и не занижал тарифы на связь. О том, как изменилась ценовая политика, что ждет абонентов «МегаФон» в ближайшее время, мы говорили с директором уральского филиала компании «МегаФон» Денисом Малышевым.
- Три недели назад завершилась процедура перехода всех дочерних предприятий МегаФона под одно юридическое лицо ОАО «МегаФон». С какой целью это было сделано?
- Если бы реорганизация не произошла, то жить дальше и развиваться было бы тяжело. Самый банальный пример – это переход на сеть третьего поколения. Держатель лицензии на 3G - ОАО «МегаФон». «Уральский Джи Эс Эм» к этой лицензии не имел никакого отношения, несмотря на то, что являлся 100% дочкой МегаФона. Таким образом, реализовать лицензию на «третье поколение» в том виде, как это происходит у конкурентов, мы не могли. Поэтому обсуждалось несколько очень непростых во всех отношениях вариантов работы. Первый, когда «Уральский Джи Эс Эм» выступает в качестве виртуального оператора по отношению к ОАО «МегаФон», второй, когда он становится агентом, и т.п. Однако все предложенные схемы были достаточно тяжелы с точки зрения бухгалтерии, налогов, да и, вообще, здравого смысла. После реорганизации, как вы понимаете, этой проблемы больше нет.
Другой ожидаемый эффект реорганизации - операционные и финансовые выгоды от сокращения затрат за счет централизации ряда процессов. Ранее в составе МегаФона было восемь отдельных юридических лиц. Естественно между собой у нас были определенные взаиморасчеты: пропуск трафика, роуминг, прием платежей от наших абонентов – все это мы должны были фиксировать отдельными договорами. А по сути, деньги перекладывались из кармана в карман. Одна группа, но разные юридические лица. Сейчас этих барьеров тоже нет, и многие бумажно-бюрокартические проблемы отпали.
На наши внутренние бизнес-процессы, внутреннюю идеологию реорганизация не повлияла никаким образом. В восприятии рынка МегаФон – давно уже единая компания с единым подходом к управлению бизнесом, цельным и сильным брендом и корпоративной культурой.
Мы долго шли к объединению, работали с акционерами, поэтому мы действительно рады, что реорганизация состоялась.
- Почему реорганизация не произошла раньше? Например, аналогичные процедуры у МТС и Билайна проходили 4-5 лет назад.
- Если вы давно отслеживаете всю ситуацию, то знаете, что впервые Совет директоров ОАО «МегаФон» вынес на рассмотрение общего собрания акционеров вопрос о реорганизации компании еще в августе 2003 года. Но только сейчас все наши акционеры наконец-то договорились и пришли к единому мнению, что присоединение дочерних обществ не только увеличит стоимость объединенной компании, но и станет дополнительным импульсом для нашего дальнейшего развития.
- Благодаря переходу под единое юридическое лицо у МегаФона на Урале, пожалуй, не остается барьеров для запуска сетей третьего поколения. Насколько мне известно, сети уже строятся в Екатеринбурге, Тюмени и Челябинске. Когда планируется их официальный старт?
- Сейчас мы активно строим коммерческую сеть в Тюмени. Полноценную сеть начинаем строить в самом Екатеринбурге и его городах-спутниках. Активное строительство идет и в Сургуте. Надеемся, что уже до конца этого года мы запустим строящиеся в этих городах сети нового поколения в коммерческую эксплуатацию. А в начале 2010 года, если все будет нормально, в наших планах запуск 3G в Перми и Челябинске.
- То есть МегаФон готов инвестировать в строительство новых сетей?
- Да. МегаФон - единственный оператор из «большой тройки», уровень инвестиций которого в 2009 году сохранился на уровне 2008 года, так что строительство будет продолжаться теми же темпами, что и раньше.
- Насколько критичным является тот факт, что МегаФон на Урале запускает 3G последним? Абонентов уже ничем не удивить, кроме как ценой.
- Я не думаю, что эта задержка серьезно повлияет на расклад сил. Несмотря на то, что сети третьего поколения уже запущены конкурентами, у нас наблюдается достаточно активный рост интернет-трафика. Хочу отметить, что мы не случайно выбрали три первых региона для запуска сетей на Урале, был произведен подробнейший анализ востребованности услуг передачи данных по нашей лицензионной территории. Конечно же, мы будем внимательно просчитывать и тарифы, плюс подумаем над некоторыми коммерческими вопросами. У нас для этого есть несколько месяцев.
Да, по сравнению с конкурентами мы немного задерживаемся, но и в этой ситуации есть свои преимущества – у нас есть возможность учесть их опыт и не допустить каких-то ошибок, с которыми неизбежно сталкиваются первопроходцы.
- Весной МегаФон объявил о планах своего развития на ближайшее будущее. В числе приоритетных направлений указывался выход на рынок широкополосного доступа и проводной телефонии. Насколько это оправданно в ближайший год-два? МТС осторожничает с покупкой «Комстара», а слияние «Вымпелкома» и «Голден Телекома» сложно назвать успешным.
- В каком-то из своих интервью я уже рассказывал о том, что по статистике мировых слияний и поглощений крупных компаний, только 30% сделок успешны. 70% признаются неуспешными, потому что тяжело свести две крупные компании с разными культурами, с огромным количеством сотрудников воедино. Что же касается Билайна, как мне кажется, еще достаточно рано делать категоричные выводы, нужно подождать еще какое-то время. С момента объединения прошло чуть больше года. Это слишком небольшой срок для определения эффективности сделок подобного масштаба.
Что касается нашей компании, то мы будем развивать направление фиксированной связи. Причем фиксированную связь мы планируем развивать на базе собственной лицензии. Мы не планируем делать это направление основным в рамках нашего бизнеса. Это будет дополнительная услуга, которая даст нашим абонентам возможность подключать городские номера. В первую очередь, как нам кажется, это будет интересно корпоративным клиентам, которые с удовольствием приобретут полный пакет услуг от одного оператора. Во-вторых, мы получим собственный канал для приземления трафика. Сейчас мы это делаем через операторов фиксированной связи и платим им за это деньги. В дальнейшем будем иметь в каждом регионе собственные фрагменты сетей, через которые и будем приземлять трафик. Высвобожденные деньги мы сможем пустить на развитие бизнеса.
Я не думаю, что в ближайшее время у нас появятся планы выхода на массовый рынок проводной телефонии.
- А какие планы есть относительно проводного интернета?
- У нашей компании есть определенные планы выхода на рынок ШПД. После внимательного обдумывания разных вариантов выхода на рынок ШПД мы приняли решение посмотреть на те активы, которые сейчас продаются. Строить сейчас сети с нуля крайне дорого и неоправданно. Оптимальным вариантом для нас была бы покупка отдельных компаний, у которых уже есть успешный опыт работы на рынке ШПД.
- Многие операторы начинают формировать свою собственную монобрендовую сеть продаж. Насколько такая модель розницы эффективнее мультибренда?
- Не могу однозначно ответить на этот вопрос. Мы будем заниматься построением собственной розницы, потому что у нас вариантов других нет. Мы взвесили все «за» и «против» и приняли решение развивать монобрендовую сеть салонов. Делать мы это будем силами аутсорсинговой компании, которая будет действовать от нашего имени. По стране до конца 2009 года мы планируем построить 500 салонов, из них на Урале откроются 65. В 2010 году количество салонов по России должно вырасти до 1000. Хочу еще раз отметить, что делаем мы это не от большого желания, а по необходимости. Если не начать заниматься ритейлом сейчас, через какое-то время мы можем остаться без сети продаж.
- В течение первого квартала МегаФон фиксировал снижение MOU и ARPU. А что происходит с этими показателями сейчас на Урале? Какова их тенденция?
- В конце второго квартала показатели стабилизировались, и мы даже стали фиксировать небольшой рост. В мае-июне потребление чуть-чуть подросло и ARPU тоже. Но до уровня докризисных показателей они еще не дотягивают, поскольку провал с ноября в целом по стране был 10-12%, а это существенно. Наиболее тяжелым для бизнеса был первый квартал. Во втором все выровнялось.
- В начале 2009 года МТС и Билайн повысили цены на услуги связи. Сейчас мы наблюдаем тенденцию к возвращению к старым докризисным ценам. Насколько оправданным тогда был рост тарифов? Какую ценовую политику проводит МегаФон?
- Еще в начале зимы генеральный директор нашей компании Сергей Владимирович Солдатенков в своем интервью пообещал, что «МегаФон» станет, по крайней мере, последним оператором, который будет «крутить цены» в плюс. Этому правилу мы и стараемся следовать. Если мы что-то и меняем, то делаем это сбалансировано. Если повышается тариф исходящей связи на GSM-операторов, то снижается внутрисеть. То есть, прямого повышения цен нет.
- Какие направления пострадали от кризиса больше и меньше всего: голосовая связь, интернет или дополнительные услуги/сервисы?
- Наверное, передача данных и доступ в интернет пострадали меньше всего. Мы эту тему обсуждали с бывшим коммерческим директором «Уралсвязьинформа» г-ном Ефремовым. Тогда в декабре он, как и мы, отметил интересную особенность: голос падает, а доступ в интернет - нет. Он даже предположил, что люди приходят домой расстроенные, вы помните, что осень-зима были наиболее психологически и экономически тяжелыми периодами в жизни страны, и начинают пользоваться интернетом в поисках позитива. А голос действительно провалился сильнее.
- В летний период доля доходов операторов от услуг роуминга серьезно возрастает. Как ситуация обстоит этим летом? Уменьшилась ли выручка от роуминга у МегаФона?
- В этом году летний роуминг растет динамичнее, чем годом ранее. Но это может быть связано и с возросшей абонентской базой за последний год, а не с тем, что люди стали больше или меньше путешествовать.
- Денис Валерьевич, каковы рыночные позиции МегаФона на Урале?
- На сегодняшний день у нас 4 млн. абонентов. Догоняем Билайн, у которого всего на 300 тыс. больше. Если смотреть на долю рынка среди «большой тройки», то сейчас она составляет 28,5%. Год назад мы занимали 26,5%.
- Насколько эффективным инструментом продаж является бесплатная или почти бесплатная раздача sim-карт, практикуемая в частности МТС на Урале? Использует ли МегаФон нечто подобное?
- На мой взгляд, такая практика абсолютно неоправданна. Лидером рынка по абонентам я могу стать за один день. Взять, например, 3 млн. sim-карт, приехать на Площадь 1905 года в Екатеринбурге, главную площадь Челябинска, Тюмени и раздать все эти симки людям. При этом можно собрать журналистов и вполне аргументировано заявить о своем лидерстве. Но не нужно быть большим математиком, чтобы подсчитать, какие деньги заплатит компания за это сомнительное лидерство, и насколько это выгодно. Каждая sim-карта стоит $1,5 плюс какие-то деньги должны быть на счете. Таким образом, около $5 нужно потратить на каждого нового абонента, а коль мы говорили о 3 млн. симок, то получается, что компания тратит на эту акцию $15 млн. Однако уверенности в том, что счастливые обладатели бесплатных симок станут постоянными абонентами компании, нет. Как правило, как только заканчиваются бесплатные минуты, sim-карты выбрасываются.
- На какие услуги и сервисы МегаФон делает ставки в 2009 году? Какие задачи стоят перед компанией?
- В Уральском регионе у нас есть цель через 1,5-2 года выйти на первое место по выручке среди операторов «большой тройки». Сейчас мы проигрываем только МТС и удерживаем прочное второе место, оставив позади Билайн. Не так давно мы обошли по выручке и Utel. Так что я уверен, что цель, стоящая перед нами, вполне достижима. А про основные проекты и планы я уже рассказал - это строительство и запуск сетей третьего поколения и развитие собственной розницы.