Операторы широкополосного интернет-доступа и телефонии также как и все компании сталкиваются с последствиями непростой экономической обстановки. О том, чем сейчас живет рынок, куда он движется и о том, что будет с тарифами на основные услуги мы говорили с Дмитрием Быковым, начальником управления маркетинга челябинского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ».

Дмитрий Быков, директор по маркетингу челябинского филиала компании «Уралсвязьинформ».

- Дмитрий, как Вы можете охарактеризовать рынок услуг интернет-доступа в Челябинской области?

- Рынок интернета Челябинской области динамично развивается и является весьма конкурентным. На нем достаточно часто появляются все новые и новые операторы. Они пытаются захватить определенную долю рынка. Число мелких игроков исчисляется несколькими десятками. В основном они работают с небольшим количеством клиентов и занимаются предоставлением только услуг доступа в интернет. Между тем есть ряд крупных операторов. И в каждом субъекте России есть, так называемый, существенный оператор, которому государство дало полномочия осуществлять присоединение к своей сети других операторов на основе договора публичной оферты. На территории Челябинской области существенным оператором является компания «Уралсвязьинформ».

- Каков реальный уровень проникновения интернета в Челябинске и городах Челябинской области?

- Вы удивитесь, но в Челябинской области без учета самого Челябинска проникновение достаточно высокое. По некоторым нашим подразделениям в области проникновение доходит до 15%. В среднем же мы можем говорить об 11-12 %. То есть мы видим, что регион активно развивается в плане интернета. Я могу сказать, что мы фиксируем существенный прирост именно за счет области. В Челябинске проникновение ниже. Я думаю, что оно где-то на уровне 10 %, если учесть всех операторов связи.

Дмитрий Быков, начальник управления маркетинга челябинского филиала электросвязи ОАО «Уралсвязьинформ».- А чем обусловлена такая ситуация?

-  Житель Челябинска находится в обширном информационном поле, он может получать информацию из многих источников: кабельное телевидение, мобильный телефон, реклама, GPRS/EDGE-интернет и прочее. У него намного больше альтернативных каналов коммуникации, он просто перегружен информацией. Ему иногда не до интернета дома. В населенных пунктах в области все несколько иначе, там нет такого мощного информационного фона. Интернет выступает в качестве альтернативного источника получения данных и сведений.

- Как Вы можете оценить конкуренцию на рынке широкополосного интернета в Челябинске? Какова ее специфика?

- Основная борьба происходит между несколькими крупными игроками: «Уралсвязьинформом», «Интерсвязью», «ЭР-Телекомом» и другими. Сейчас эта борьба идет на уровне цен. Что касается дополнительных видов обслуживания, то до этого еще не дошло. И поскольку рынок достаточно быстро рос, вопросы качества обслуживания так остро не стояли. Но в связи с финансовым кризисом расходы на все будут сокращаться. Такого быстрого прироста абонентской базы не будет. Рынок уже не будет расти так стремительно. Я думаю, что все операторы будут концентрироваться на повышении качества обслуживания. А главной целью станет получение максимальной выручки от того же количества абонентов.

- Какое место занимает компания «Уралсвязьинформ» на фоне остальных игроков?- «Уралсвязьинформ» кроме собственных средств пользуется и заемными, поэтому существует задача по поиску «дешевых» денег.

- Оценки разные. Я не буду говорить об официальных цифрах, которые приводят другие компании. Ведь можно оценивать по разным критериям. По показателю ARPU [среднемесячный доход на абонента, является показателем эффективности деятельности оператора связи – прим. ред.] и в целом по объемам выручки от услуг сети передачи данных и интернет-доступа «Уралсвязьинформ» - абсолютный лидер рынка.

- Рынок Челябинской области достаточно «консервативен»: представлены только региональные [местные] операторы. А  в соседней Свердловской области в последнее время наблюдается волна слияний, поглощений региональных провайдеров федеральными игроками, такими как «Комстар ОТС», «Ренова Медиа», «Билайн» и др. Как Вы считаете, какой вариант рынка более устойчив и ждет ли рынок Южного Урала череда крупных сделок с участием федеральных операторов?

- Хорошо, когда есть и то и другое. Дело в том, что некоторым абонентам нравится работать с небольшими операторами. В тоже время федеральные операторы задают определенные правила игры в обслуживании, стандартах качества. Что касается слияний и поглощений, думаю, что их количество в этом году резко уменьшится. Такого большого числа сделок уже не будет. За последние три-четыре гора рынок рос серьезными темпами по 30-40% в год, и федеральные операторы имели «дешевые» заемные деньги. Они могли позволить себе покупать много региональных активов. Сейчас «дешевых» денег нет, а цены на кредиты выросли в 2-2,5 раза. Кроме того, со многими купленными компаниями нужно что-то делать. Их нужно интегрировать в собственные бизнес-процессы и превращать в рентабельные. Федеральные игроки придут на рынок Челябинской области. Но вот вопрос, с чем они придут?

- «Ростелеком» и «ТТК» в 2009 году запланировали выход на массовый рынок интернет-доступа. Как Вы оцениваете их шансы? Ощущаете ли конкуренцию с их стороны?

- Сами «Ростелеком» и «Транстелеком» заявляют о том, что они хотят выйти на массовый рынок, на рынок физических лиц. С корпоративными клиентами они уже давно работают. Выйти на массовый рынок будет не так-то просто особенно сейчас. Хотя их интерес понятен, потому что прибыльность на рынке магистральных операторов падает. Компании предлагают все большие каналы по прежней цене. Я не уверен, что названные компании на массовом рынке стартуют быстро. Хотя определенные шаги они непременно сделают. Например, в некоторых регионах они могут купить местных операторов связи и выйти со своим предложением. Но в 2009 году это будет сделать не так просто. При отсутствии «дешевых» заемных средств все покупки будут осуществляться крайне осторожно. Все «кандидаты на покупку» будут очень внимательно анализироваться.

- По показателю ARPU и в целом по объемам выручки от услуг сети передачи данных и интернет-доступа «Уралсвязьинформ» - абсолютный лидер рынка.  

- Насколько мне известно «Уралсвязьинформ» в настоящее время реализует программу по строительству собственной оптоволоконной инфраструктуры в Челябинске по технологии FTTH. С чем это связано и что в перспективе это даст компании?

- В 2009 году мы собираемся активно развивать технологию «оптика до дома». То есть наше оптоволокно будет подходить либо до дома, либо до квартиры. Есть некоторый приоритет по «оптике». Это крупные города нашей области – Челябинск, Магнитогорск, Златоуст и Миасс, а также Копейск. В них мы будем точечно подключать новые многоэтажные дома. Это позволит гибко управлять нашей инфраструктурой. Также мы будем продолжать развитие нашей сети xDSL.

- Помимо собственно доступа в интернет, «Уралсвязьинформ» предоставляет и дополнительные услуги. Насколько они востребованы у клиентов? - Сейчас «дешевых» денег нет, а цены на кредиты выросли в 2-2,5 раза.

- В нашей сети запущено IP-телевидение под брендом Utel.TV. В этом году мы планируем дифференцировать набор пакетов, который был введен в прошлом году. Целью этой работы является формирование клиентских решений, которые были бы интересны абоненту. Например, мы собираемся выпустить пакет «аналоговое кабельное ТВ» вместе с услугой «Видео по запросу» уже цифрового ТВ.
Еще одной услугой является SIP-телефония. Пока она пользуется спросом в основном у корпоративных клиентов. В связи с существующей экономической ситуацией у людей появляется желание сэкономить и я думаю, что эти обстоятельства подстегнут интерес к услуге. Фактически на массовый рынок SIP-телефонию мы еще не выводили.
К концу 2008 года нами были введены в эксплуатацию новые услуги: «Мобильный VPN», «Электронная цифровая подпись», «SMS на городской телефон» и т.д.

- Дмитрий, как будет развиваться ваша компания в плане повышения лояльности абонентской базы?

- Сейчас компанией проводится серьезная реорганизация коммерческих бизнес-процессов. «Программа трансформации продаж и обслуживания» - так называется этот реорганизационный проект, который работает уже второй год. Запущена «Программа» в прошлом году, и в рамках этой программы запланированы мероприятия, которые нацелены на улучшение качества обслуживания. Например, выделяются отдельные направления, среди которых - «Центр продаж и обслуживания корпоративных клиентов». Он уже начинает работать. Это совершенно новый подход в обслуживании корпоративных клиентов.

- Как влияет на работу компании «Уралсвязьинформ» экономический кризис?

- Определенные сложности есть, впрочем, как и у всех. «Уралсвязьинформ» кроме собственных средств пользуется и заемными, поэтому существует задача по поиску «дешевых» денег. А поскольку найти их становится все труднее и труднее, компания пересматривает свои инвестиционные планы. Я считаю это вполне нормальным. Все в компании относятся к финансовым средствам очень внимательно. Детально изучается спрос. Ничего страшного не происходит. Ведется обычная кропотливая работа.
Естественно, от связи никто отказываться не будет. Но вот если свободных денег у населения не будет, то люди будут вынуждены сокращать расходы и на связь. Сейчас этого не наблюдается. ARPU повышается, трафик растет.

- Как Вы считаете, каким компаниям в сегодняшней экономической обстановке проще работать: ориентированным на исключительно корпоративный сегмент или же ориентированным на корпоративных клиентов и массового пользователя одновременно?- В этом году такое повальное снижение цен на интернет-доступ, как было прежде, прекратится.

- Конечно же, тем, кто работает с массовым рынком. У корпоративных клиентов возникают сложности. Вы, наверное, сами видите, что происходило с «Мечелом» в середине и конце 2008 года. На «ММК» тоже наблюдается сложная ситуация. Все эти компании в первую очередь сокращают расходы. В первую очередь страдают люди и фонд оплаты труда, потом урезаются траты на связь. По крайней мере, компании очень осторожны, они начинают внимательно анализировать и оптимизировать издержки. Поэтому операторам, работающим с корпоративным сегментом, придется намного сложнее.

- Как будет влиять на деятельность «Уралсвязьинформа» девальвация национальной валюты? Не секрет, что большая часть оборудования приобретается у зарубежных вендоров и не за рубли.

- Пока о каких бы то ни было сложностях я не слышал. Поскольку договоренности достигаются заранее. Действительно, рублевые цены на импортное оборудование из-за девальвации увеличиваются, но компания сделает все необходимое, чтобы сохранить запланированные физические объемы развития самых выгодных сегментов бизнеса – широкополосного доступа в интернет и мобильной связи.

- Прогнозируете ли Вы изменения тарифов на основные базовые услуги по сравнению с 2008 годом?

- Я думаю, в этом году такое повальное снижение цен на интернет-доступ, как было прежде, прекратится. Война «самих с собой» должна закончиться, потому что в убыток никто работать не хочет, да и не может. Массового захвата рынка уже не будет. Цены на интернет все-таки будут снижаться, но не такими темпами. Скорее всего, будет выбрана стратегия «за те же деньги – больший объем трафика» как у нас, так и у наших конкурентов. Что касается телефонии, то тут мы зависим от инфляционных процессов, и государственный регулятор в лице Федеральной службы по тарифам нам разрешил проиндексировать тарифы с первого марта 2009 года на 8%. Оговорюсь, что официального распоряжения пока не поступало.