Вчера в России состоялся первый, так называемый, киберпонедельник. В этот день ритейлеры установили беспрецедентные скидки на весь свой ассортимент. Однако, как выяснилось позже, значительные скидки были лишь элементом неумелого PR, ведь цены в этот день оказались гораздо более высокими, чем в обычные дни. Разбором полётов озадачился корреспондент проекта «Будь мобильным».

Киберпонедельник по-русски

На 28 января ряд интернет-ритейлеров назначил акцию «киберпонедельник по-русски» (по аналогии с американским Cyber Monday — днем в конце ноября или в начале декабря, когда интернет-компании объявляют распродажи перед началом сезона рождественских покупок). В России покупателям также пообещали скидки — в некоторых случаях до 70 процентов.

В список участников вошли онлайн-магазины «Белый ветер Цифровой», «М.Видео», «Эльдорадо», Enter (входит в группу компаний «Связной»), «Десятое измерение» и Wikimart, который выступает организатором киберпонедельника.

Главная цель проведения киберпонедельника в России — это стимулирование развития интернет-торговли, которая на сегодняшний день в нашей стране составляет всего 2 процента ритейла. Таким образом, по сравнению с теми же Штатами, где объем электронного рынка достигает 200 миллиардов долларов, отечественный рынок онлайн-продаж пребывает в каменном веке. Но в тоже время именно от нашей страны эксперты ждут самого стремительного развития интернет-торговли, а следом за нами подтянутся Испания, Италия, Польша, Франция и Турция. Китай же уже сегодня демонстрирует положительную динамику развития интернет-продаж.

Однако к середине вчерашнего дня стало понятно, что киберпонедельник в России имеет национальные отличия от того, что есть в Северной Америке или Европе. Сравнив скриншоты товаров в магазинах до и во время дня распродажи, можно было прийти к выводу, что цены на одни и те же товары 28 января оказывались не ниже, а даже выше изначальной цены. В среднем цены на ноутбуки, смартфоны и планшеты после «грандиозной скидки» оказывались на полторы — две тысячи рублей выше обычной цены. Хотя было и несколько по-настоящему подешевевших товаров, но таких были единицы!

В частности, такой подвох нашли на сайте «Эльдорадо». К примеру, по сообщениям пользователей, стиральная машина Candy GO4E 106 3DMW стоила 17 января 12,2 тыс. руб., а в «киберпонедельник» — 14,5 тыс. руб. со скидкой.

Ритейлер объяснил все техническим сбоем.

Ситуация с остальными участниками киберпонедельника отличается не сильно. Моё собственное расследование показало, что многие товары, на которые действовали скидки компаний — участников акции, можно приобрести дешевле в других интернет-магазинах в обычное время.

Тем не менее, по предварительным итогам понедельника, интернет-магазины неплохо заработали: покупательская активность была выше, чем в декабре.

В США, где киберпонедельник проводят долгие годы, в 2011 году выручка компаний составила 1 млрд долларов. В 2012 году выручка ритейлеров выросла на треть.